судить.
Эта система начинает с возможности объективного сознания, а объективное
сознание описывается как состояние, в котором мы можем познать истину. Когда
мы достигаем его, мы можем познать истину; мы будем также знать, что
является правильным и ошибочным. Следовательно, тот же путь, который ведет к
объективному сознанию, ведет также к пониманию правильного и ошибочного. Так
как мы не достигли объективного сознания, мы рассматриваем все, что помогает
нам развивать его, как пра-
ГЛАВА VI
185
вильное и хорошее, и все, что мешает нам в этом, как ошибочное и
плохое.
В нашем обычном понимании объективная истина относится больше к
интеллектуальной стороне жизни, но человек может хотеть знать ее также с
религиозной стороны, с моральной стороны, с эстетической стороны и т. д.
Система объясняет, что люди 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 находятся в различном
положении в этом отношении. Имеются религии No 1, No 2, No 3, No 4 и т. д.,
и имеются морали No 1, No 2, No 3, No 4, No 5 и т. д. Это не значит, что та
или другая из них является ошибочной, но что одна не может быть объяснена
посредством другой. Например, Христос не проповедовал инквизиции, и если его
учение искажено людьми 1, 2 и 3, чтобы использовать его для преступных
целей, это не может быть приписано Христу.
Так как мы являемся людьми 1, 2 и 3, имеется много вещей, по поводу
которых мы не можем найти никаких видимых указаний о том, помогают они или
препятствуют развитию сознания. Поэтому мы должны искать другие принципы, и
мы можем найти эти другие принципы, только если думаем о конкретных случаях
поведения. В настоящей системе можно найти много достаточных указаний,
которые показывают, как смотреть на ту или иную вещь.
В. Считаете ли вы, что с течением времени из этой системы могут
возникнуть новая вера и мораль?
О. Из этой системы -- нет. Это совсем иное. Эти идеи не для масс, не
для толпы. Вы должны помнить, что это есть учение школы, а учение школы
может существовать только для школ. При благоприятных обстоятельствах школы,
возможно, могут увеличиваться, но это совсем иное; это не есть то же самое,
что появление и рост религии.
Цель настоящей системы -- привести человека к совести. Совесть -- это
определенная способность, которая существует в каждом нормальном человеке.
Она является, в действительности, иным выражением сознания, только сознание
работает больше на интеллектуальной стороне, а совесть -- больше на
моральной стороне: она помогает осознать, что является хорошим и что
является плохим в чьем-либо поведении. Совесть -- это состояние, в котором
человек не может скрыть что-то от самого себя, и она должна быть развита в
человеке. Это развитие происходит одновременно с развитием сознания. Мы не
можем сказать, что у нас нет совести, поэтому не имеется в виду специальное
развитие чего-то, что не существует в нас. Просто в нашей жизни она
находится за кулисами, спрятанной очень глубоко в нас и спящей. В обычной
жизни она может пробудиться в какой-то момент, и когда это происходит,
особенно вначале, это всегда приносит страдание, ибо очень неприятно
сталкиваться лицом к лицу с истиной о самом себе.
1'6
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
Совесть в отношении к эмоциям есть то же самое, что сознание в
отношении к идеям. Может быть, для вас легче будет понять, что такое
совесть, если вы подумаете об этимологическом значении слов сознание и
совесть. Сознание означает знание, связанное вместе. Но мы не можем говорить
о всем знании, так как это было бы слишком сложно; мы можем говорить только
о всем знании, которое можем иметь относительно одного и того же предмета.
Оно должно быть связано с самоосведомленностью, поэтому сознание должно быть
вами самими, связанным со всем, что вы знаете о некоторой частной вещи.
Совесть -- то же самое, только в отношении к эмоциям. Иметь момент совести
значит чувствовать сразу все то, что вы чувствуете о ком-то или о чем-то.
Если вы могли бы почувствовать все, что вы когда-либо чувствовали в
отношении к человеку, стране, дому, книге или чему-либо еще, это был бы
момент совести, и вы бы увидели, как много противоречий имеется в ваших
эмоциях. Если у вас не было такого переживания, вы не можете представить
себе, сколько различных чувств можете