Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

В. Мне кажется, что только ложная личность может приспособиться к

некоторому новому обстоятельству; она может играть новую роль и делать это

более удачно.

0. Ложная личность не приспосабливается. Приспособиться в обычном

смысле означает более или менее управляемое действие. Ложная личность

реагирует иным образом, согласно тому, чем она является, но она не может

приспосабливаться. И она не обязательно облегчает жизнь -- вы не можете

полагаться на нее. Вы должны понять, что вы не имеете ни малейшего контроля

над ложной

204

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

личностью. Когда мы начинаем видеть это, мы сознаем, что она управляет

всем, и ее ничто не может контролировать. Поэтому вы не можете называть это

приспособлением. Вы должны разделить в себе то, что можете контролировать и

что не можете контролировать. То, что вы не можете контролировать,

принадлежит к ложной личности, а то, что вы можете контролировать,

принадлежит к вам. В. Что делать с самомнением ложной личности? О. Вы должны

знать сначала все ее особенности, а затем вы должны правильно мыслить. Когда

вы мыслите правильно, вы найдете способы иметь с ней дело. Вы не должны

оправдывать ее;

она живет на оправдании и даже прославлении всех своих черт. В любой

момент нашей жизни, даже в спокойные моменты, мы всегда оправдываем ее,

считая ее законной и изыскивая всевозможные извинения для нее. Это есть то,

что я называю ошибочным мышлением.

При изучении ложной личности мы начинаем больше и больше видеть

механичность. Параллельно с осознанием нашей механичности мы изучаем, как

выйти из нее посредством создания чего-то, что не является механическим. Как

мы можем сделать это? Сначала мы должны подумать о том, чего мы хотим,

отделить важное от неважного. Работа над собой, желание знать себя и идеи

работы, борьба за создание сознательности не являются механическими -- в

этом мы можем быть уверены. И если мы взглянем с этой точки зрения, мы

увидим много воображаемых вещей в себе. Эти воображаемые вещи являются

ложной личностью -- воображаемые эмоции, воображаемые интересы, воображаемые

представления о самих себе. Ложная личность крайне механична, поэтому снова

надо провести деление на сознательное и механическое. Эта механическая часть

нас основана главным образом на воображении, на ошибочных взглядах обо всем

и, прежде всего, на ошибочном представлении о самих себе. Мы должны

осознать, как сильно мы находимся во власти этой ложной личности и

выдуманных вещей, которые не имеют никакого реального существования, и мы

должны отделить то, на что мы можем реально положиться, от того, что не

является надежным в нас самих. Это может служить как начало. Когда мы узнаем

себя лучше, это поможет нам пробудиться. В. Считаете ли вы, что мы должны

изучать нашу ложную личность методом сбора материала, наблюдений?

О. Методом разделения самих себя, путем отказа говорить всему 'я'. Вы

можете реально применять слово 'я' только в отношении к более сознательной

части вас самих -- желанию работать, желанию понимать, осознанию

непонимания, осознанию механичности; это вы можете называть 'я'. 'Я'

начинает расти только в связи с изучением, с работой над собой; иначе оно не

может расти и нет никакого изменения. Постоянное 'Я' не приходит

ГЛАВА VII

205

сразу. Все иллюзорные 'я' исчезают одно за другим, и реальное 'Я'

постепенно становится сильнее и сильнее, главным образом через

самовоспоминание.

Самовоспоминание в смысле просто осведомленности является очень

хорошим, но, когда вы идете дальше, оно становится связанным с другими

интересами, с тем, что вы хотите получить. В данное время один момент вы

помните это, а затем, в течение дня или недели, вы забываете это; но

необходимо помнить это все время.

В. Является ли целью самовоспоминания постепенное раскрытие постоянного

'Я'?

О. Не раскрытие; самовоспоминание -- это подготовка основы для него.

Постоянного 'Я' там нет. Оно должно расти, но оно не может расти, когда все

оно покрыто отрицательными эмоциями, отождествлением и другими подобными

вещами. Поэтому вы начинаете с подготовки основы для него.

Но прежде всего, как я сказал раньше, необходимо понять, что такое

самовоспоминание, почему лучше помнить