Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

когда вы

говорите 'Мне не нравится', вы должны спросить себя: 'Какому из моих 'я' не

нравится?' Таким путем вы постоянно напоминаете себе об этой

множественности. Если вы забываете один раз, будет легче забыть в следующий

раз. Имеется много хороших начинаний в настоящей работе, а затем, спустя

некоторое время, это забывается, и люди начинают скользить вниз и в конце

становятся более механическими, чем прежде. Начало самопознания -- это

понимание того, кто говорит в вас и кому вы можете доверять.

В. Увеличивается ли способность к работе как раз настолько же,

насколько ослабляется ложная личность?

0. Работа начинается с борьбы против ложной личности. Все, что человек

может получить, он получает только за счет ложной личности. Позднее, когда

она сделана пассивной, он может получить многое за счет других вещей, но в

течение длительного времени он должен жить, так сказать, из ложной личности.

Ложную личность очень трудно находить в обычной жизни, так как нет никакого

действия против нее, нет также никакого сопротивления. Но когда человек

начинает работать, появляется сопротивление работе, это сопротивление и есть

ложная личность.

В. Может ли ложная личность быть заинтересована в идеях системы или

привлечена ими?

О. Да, очень сильно. Тогда вы будете иметь систему в свете ложной

личности, и это будет совсем иная система. В тот момент, когда ложная

личность применяет систему к самой себе, она растет сильнее и ослабляет

систему для вас. Она добавляет одно слово здесь, а другое там, и вы не

можете представить себе, в какой необычайной форме некоторые из идей

приходят обратно ко мне. Одно слово, опущенное из некоторой формулировки,

может сделать идею совершенно иной. Ложная личность всегда знает лучше и

всегда полностью оправдывает себя, совершая то, что ей нравится. Вот где

лежит опасность.

Система имеет в виду все, что сказано, в том смысле, в котором это

сказано. Если кто-нибудь корректирует ее, сознательно или бессознательно,

тогда она не может быть названа системой -- это будет псевдосистема,

фальсификация системы. Когда она становится неточной или что-либо в ней

забыто или пропущено, она будет давать ошибочные результаты.

В. Я задаю эти вопросы потому, что иногда сомневаюсь в подлинности

моего интереса к работе -- я, может быть, лгу самому себе.

0. Только вы можете ответить на это; и, опять-таки, только если не

забываете основных принципов и не говорите 'я' отно-

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

276

сительно чего-то, что является только одним из многих 'я'. Вы должны

узнать другие 'я' и помнить о них. Забывать об этом очень опасно, так как

тогда удар, легкое изменение в чем-то могут быть достаточными, чтобы все

пустить по неправильному пути.

До сих пор, когда мы говорили о человеке, мы говорили об

общечеловеческих чертах, свойственных всем людям. Но в определенный момент в

работе, кроме понимания общих принципов, каждый человек должен попытаться

находить свои собственные особенности, ибо он не может знать себя

практически, если он знает только общие характеристики. Каждый человек имеет

свои собственные индивидуальные черты, свои собственные слабости, из-за

которых он не способен сопротивляться вещам, которые случаются с ним. Эти

черты или слабости могут быть очень простыми или очень сложными. Один

человек способен сопротивляться всему, кроме вкусной пищи; другой -- всему,

кроме разговоров; или он может быть ленивым, или чересчур активным. Очень

важно на некоторой ступени самоизучения найти свою главную черту, которая

подразумевает главную слабость. Главные слабости людей весьма различны, и

если мы можем сопротивляться чему-то, чему другой человек не может

сопротивляться из-за своей главной черты, эта разница в слабости дает нам

иллюзию того, что мы можем 'делать'. Главная черта, или главная слабость,

находится в ложной личности. В некоторых случаях возможно определенно видеть

одну, две или три черты или тенденции, часто связанные вместе, которые

входят во все, подобно оси, вокруг которой все вращается. Это есть главная

черта. Иногда она является весьма ясной и очевидной, иногда ее трудно

описать. Наш язык часто не имеет никаких слов, никаких форм, чтобы описать

ее, и она может быть описана только окольным путем. Интересно