но это развитие зависит от
его собственного усилия и понимания. В космическую цель входит то, что
некоторое число людей должно развиваться, но не все, ибо это противоречило
бы другой космической цели. Очевидно, что человечество должно быть на Земле,
должно вести эту жизнь и страдать. Но некоторое число людей может бежать,
это также входит в космическую цель.
Таким образом, индивидуально, мы вообще не важны для Вселенной. Мы не
можем даже говорить о человечестве в отношении ко Вселенной -- мы можем
говорить только об органической жизни. Как я сказал, мы являемся частью
органической жизни, а органическая жизнь играет некоторую роль в Солнечной
системе, которая
244
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
является очень крупной вещью по сравнению с нами. Мы привыкли думать о
себе индивидуально, но очень скоро мы потеряем эту иллюзию. Полезно думать о
различных шкалах; вы потеряете ваш путь, если будете брать вещи на ошибочных
шкалах.
В. Вы сказали, что то, что некоторые из нас должны развиться, было
предназначено?
О. Насколько мы можем видеть, это находится под действием того же
закона, как, например, уличные происшествия. Хорошо известно, что в каждом
крупном городе некоторое число людей будет убито транспортом. Кто будет
убит, не определено, но это не обязательно должно быть то или иное лицо, а
некоторое число. Таким же образом некоторое число людей может иметь шанс
бежать, но в этом случае нет слова должен. В этом разница.
В. Дается ли нам эта возможность, или мы должны создать ее вопреки
обстоятельствам?
О. Возможность дана. Каждый нормальный человек имеет эту возможность.
Остальное зависит от нас. Индивидуально люди существуют только для самих
себя. Но даже для самих себя они не служат какой-либо полезной цели. Если
человек растет и становится иным, он может стать до известной степени
значительным индивидуально, хотя мы не можем знать этого наверняка. Но это
может относиться только к человеку более высокого развития, не к
механическому человеку.
В. Почему Солнце, планеты и Луна хотят общаться? О. Все это одна вещь;
только для нас вещи выглядят отдельными, в действительности все они связаны
друг с другом, подобно различным частям тела. Это похоже на циркуляцию крови
в организме или на движение сока в растущей ветке. Вот почему общение
необходимо.
В. Под сколькими законами живет человек? О. Мы не знаем. Мы можем
говорить только о Земле, которая находится под 48 законами, но мы не можем
применить ту же самую шкалу в отношении к человеку. Вы можете сказать только
приблизительно, что органическая жизнь стоит в таком же отношении к Земле,
как Луна, и находится, следовательно, под 96 законами. Но это только
принцип. Человек находится под значительно большим числом законов.
В. Могли бы вы дать пример 48 законов? О. Это не вопрос каталога, но
понимания того, что значит эта идея. Человек находится не под одним типом
закона, но под многими различными типами. Прежде всего, человек, подобно
всякому созданию на земле, живет под физическими законами, что имеет в виду,
что он может жить только в некоторых пределах температуры. Затем, в воздухе
должно быть определенное количество влажности, а воздух должен иметь
специальный химический
ГЛАВА VIII
245
состав для дыхания человека. Человек ограничен также некоторого рода
пищей, которую он может переваривать. Все эти вещи являются законами для
человека. Далее, переходя к совершенно простым законам, имеется, например,
наше незнание. Мы не знаем самих себя -- это закон. Если мы начинаем
узнавать самих себя, мы избавляемся от этого закона. Как я сказал, мы не
можем составить из законов каталога, ибо некоторые из них не имеют никаких
названий, но некоторые мы знаем. Например, мы знаем, что все люди живут под
законом отождествления -- это другой закон. Те, кто начинают вспоминать
себя, начинают избавляться от закона отождествления. Таким образом, чтобы
освободиться от законов, необходимо сначала найти один закон, от которого
человек может освободиться, и стать свободным от него. Затем, когда человек
освободился от этого закона, он может найти другой. Потом снова
освобождается и т. д. Это практический путь к изучению законов.
В. Имеется так много законов, которым мы не можем не повиноваться,
например,