Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

-- Необходимость цели и направления --

Трудно определить, что хочет человек -- Наши цели слишком далеки--Добро и

зло--Мораль и необходимость чувства морали--Необходимость нахождения

постоянного стандарта правильного и ошибочного -- Развитие совести как цель

настоящей системы -- Видеть противоречия -- Буфера как главное препятствие к

развитию совести -- Подготовка к разрушению буферов--Внутренняя дисгармония

и счастье -- Необходимо установить внутреннее равновесие. -- Стандарты

поведения в жизни -- Сознание и совесть -- Как распознать истину --

Необходимость искренности с самим собой -- Механичность.

Я- ХОЧУ НАПОМНИТЬ ВАМ, что настоящая система основана на понимании.

Понимание должно занимать первое место в настоящей системе. Чем больше вы

понимаете, тем лучше будет

результат вашей работы.

Понимание -- относительный термин. Каждый человек имеет свое

собственное понимание любого предмета в каждый момент времени. Но понимание

может быть шире, шире и еще шире. В настоящей системе мы называем пониманием

некоторый возможный максимум на некотором уровне знания и бытия. Как

правило, этот максимум является слишком низким; понимание людей ограничено

обычно только одной комнатой, и они никогда не выходят из этой комнаты. Но

понимание этих идей находится в значительной степени вне этой одной комнаты.

То, о чем я хочу, чтобы вы подумали, относится к целой вещи. Люди

недостаточно часто спрашивают 'почему', а если они спрашивают, то это

'почему' обычно очень мало. Вы должны думать, почему приходите сюда, чего

хотите от настоящей системы и чему можете научиться у нее, почему настоящая

система существует, почему я говорю об этой системе, чего хочу достичь,

говоря о ней. Каждый должен иметь некоторую точку зрения обо всем; она может

быть ошибочной, но каждый, тем не менее, должен иметь некоторое

представление.

Обычно почти каждая данная идея остается нераскрытой, неисследованной.

Имеются ящики и ящики, которые могут быть откры-

166

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

ты, содержимое изучено и добавлены многие новые вещи. Но большей частью

мы имеем дело с неоткрытыми ящиками. Один ящик -- знание, другой -- бытие,

третий -- понимание и т. д. Мы даже не открываем ящиков. Сначала мы должны

изучить содержимое ящиков. Нет необходимости ограничивать себя определенным

вопросом в этом отношении. Система является органической, в ней вы можете

начать с чего угодно. Начинайте, где вам нравится, только делайте что-либо с

идеями, о которых вы слышите. Недостаточно просто сидеть на этих ящиках с

книгами.

Откройте ящик со знанием и ящик с бытием. Важным является соотношение

между знанием и бытием.

Имеется много вещей, которые вы можете понять теперь, хотя, конечно,

они будут окружены вещами, которые вы все еще не можете понять; но если вы

начнете с тех, которые можете понять, вы будете понимать много других вещей.

Каждый момент понимания, каждое осознание проливает свет не только на ту

вещь, о которой мы думаем, но, вдобавок, на многие другие вещи.

В. Является ли момент понимания моментом самовоспоминания?

0. По-разному. Он может быть связан с ним или не связан. В. Может ли

реальное понимание не быть связанным с самовоспоминанием?

0. Нет 'реального' понимания. Понимание относительно. Оно подобно

температуре: она может быть равной пяти градусам, десяти градусам,

пятнадцати градусам. Видите ли вы, почему обычный язык не является

подходящим и почему мы должны изучать другой язык? Потому что в обычном

языке все слова принимаются за абсолюты. В действительности имеются

различные степени понимания. Как я сказал, мы можем понимать лучше и еще

лучше. Тогда, если мы хотим понять еще лучше, мы должны изменить наше бытие.

Если мы сможем ввести в игру высший эмоциональный центр, мы сможем понимать

значительно лучше. Чтобы понять еще больше, требуется высший умственный

центр.

Определения редко могут помочь, и на самом деле существует очень мало

определений. Убеждение, что для того, чтобы понять что-либо, необходимо

определение, является совершенно ошибочным, так как большинство вещей мы не

можем определить, а те немногие, что можем, определяем только относительно,

с помощью других вещей. Поэтому среди огромного количества вещей, которые мы

не можем определить вообще, имеются небольшие островки