не поймет, почему и для какой цели он делает что-либо.
Таким образом, это зависит от понимания;
все кратчайшие пути зависят от понимания.
В. Я не понял различия между бытием и пониманием. О. Они являются двумя
различными вещами. Понимание есть соединение знания и бытия. Что
ограничивает нас? Определенно, наше бытие, означающее нашу способность к
пониманию. Что такое понимание? Оно связывает одну часть знания с другой
частью знания. Например, вы увидите, что понимание зависит от бытия, если
принимаете элементарную идею бытия. Человек разделен на различные 'я' или
группы 'я', которые не связаны одна с другой. Тогда, если одно 'я' знает
одну вещь, а второе 'я' -- другую вещь, третье 'я' -- еще другую, и они
никогда не встречаются, какой род понимания возможен? С одной точки зрения,
это может выглядеть так, как если бы человек имел достаточно знания, но так
как эти 'я' никогда не встречаются, это знание никогда не может быть собрано
вместе. Это состояние бытия обычного человека, и это показывает, что таким,
каким он является, он не может иметь понимания. Понимание всегда означает
связь вещей со всем целым, а если кто-либо не знает целое, как он может
связать?
ГЛАВА VI
169
В настоящей системе вы должны пытаться понимать; только то, что вы
понимаете, дает положительные результаты. Если вы делаете что-либо без
понимания, это не даст многого, ибо ценно только то, что вы понимаете.
В. Мне трудно понять, почему не нужна вера. Разве вы не должны верить в
идеи системы?
О. Нет, вера не поможет. Вы должны принимать или не принимать идеи на
основании вашей подготовки. Вы приходите к этим идеям с некоторым
материалом, и с помощью этого материала вы решаете, принимать их или нет, в
соответствии с тем, понимаете вы их или нет. Для самих себя вы можете
употреблять слово 'принимать', но мы употребляем слово 'понимать'; а если вы
можете понять, то не нуждаетесь в вере. В идеях этой системы нет абсолютно
ничего, что нуждалось бы в вере, так как в некоторых случаях, в
психологических вопросах, например, вы можете все проверять, а в других
случаях, как, например, в изучении Вселенной, существует идея масштаба. Я не
вижу ни одной идеи в настоящей системе, которая требует веры, и ничего
такого, где вера могла бы помочь. Наоборот, я думаю, что вера все усложнила
бы и остановила бы вас вместо того, чтобы помочь вам.
В. Если в какой-то момент я вижу механичность и иду против нее, я
иногда вижу и понимаю нечто новое. Что дает это понимание?
О. Это предмет для наблюдения. Вы получите ответ на ваш вопрос, только
если вы наблюдаете факты и видите внешние и внутренние условия, которые
сопровождают понимание, и условия, которые сопровождают недостаток
понимания.
В. Что еще, кроме самонаблюдения, может делать человек для того, чтобы
понять себя еще больше?
О. Человек должен понимать, что он делает и почему он делает это. Чем
больше он понимает, тем больше он может получить от одних и тех же усилий.
Но главным является вспоминать себя. Чем больше вы помните себя, тем
лучше будете думать, вы найдете для этого новые машины. Если вы осознаете
себя, вы обнаружите, что более не нуждаетесь в своем уме. Этот ум будет
служить вам для размышления о столах и стульях, но если вы хотите думать о
более важных вещах, то вы будете способны применять лучшие машины.
В. Почему я не могу понять малейшую вещь, когда я думаю о ней, но
иногда понимание приходит внезапно?
О. Понимание всегда приходит таким путем. Вы понимаете, а затем
перестаете понимать. Но если все попытки понять что-либо сделаны
неправильно, старайтесь не думать об этом, но пробуйте вспомнить себя, то
есть быть эмоциональным, и со временем вы поймете. Понимание не становится
постоянным сразу; как и во
170
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
ГЛАВА VI
171
всем другом, имеется много ступеней, и вы можете понимать что-либо в
один день и не понимать этого на следующий день, так как можете быть более
сознательны при тех же обстоятельствах в один день и более спящими на другой
день. Поэтому может пройти много времени прежде, чем оно станет вашим
собственным.
В. Человек понимает через эмоциональный центр? О. Понимание является
объединенной функцией всех центров. Каждый