Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

наблюдения тех редких моментов,

когда эти функции проявляются в связи с проблесками третьего состояния сознания

-- самосознания.


Все это означает, что каждая из четырех функций может проявляться в любом из

трех состояний сознания. Но результаты каждом случае различны. Когда мы

научимся наблюдать эти различия, то поймем и правильное соотношение между

функциями и состояниями сознания.


Но перед тем как мы перейдем к описанию различий функций в отношении их к

состояниям сознания, необходимо понять, что сознание и функции человека

представляют собой совершенно различные феномены совершенно различной природы.

Они зависят от различных причин и могут существовать друг без друга. Функции

могут существовать без сознания, а сознание -- без функций.


 


 


ВТОРАЯ

ЛЕКЦИЯ


Дальнейшее рассмотрение состояний

сознания. -- Сон и бодрствование. -- Заблуждение относительно подсознательного

ума. -- Человек живет во сне. -- Условия пробуждения. -- Два высших состояния

сознания. -- Психологические школы. -- Происхождение школ. -- Необходимость школ

для саморазвития. -- Идеи человека о его возможной эволюции. -- Недостаток

понимания и подхода. -- Что такое ложь? -- Изучение лжи. -- Искусственный и

подлинный человек. -- Что человек имеет от рождения и что приобретает. -- Причины

превосходства в развитии личности и отставания сущности. -- 'Центры',

управляющие функциями. -- Отношение 'центров' к сущности и личности. -- Что такое

'знание себя'? -- Невозможность непредвзятого изучения себя. -- Изучение полезных

и вредных функций. -- Воображение. -- Выражение негативных эмоций. -- Бесполезные

разговоры. -- Отождествление и учитывание. -- Трудности для самоизучения и

самопознания, вызванные обычным языком. -- Необходимость изучения нового языка.

-- Принципы нового языка. -- Семь категорий человека.


Продолжая наше изучение человека, нам нужно теперь поговорить подробнее о

различных состояниях сознания.


Как я уже говорил, есть четыре возможных состояния человека: сон,

бодрствование, самосознание и объективное сознание. Но он живет только двумя --

частью во сне, частью в том, что называется состоянием бодрствования. Владея

четырехэтажным домом, он как бы живет только на двух нижних этажах.


Первое, низшее состояние сознания есть сон. Это чисто субъективное и

пассивное состояние. Человека окружают сновидения. Все его психические функции

работают без всякой цели. Нет логики, нет следствия, нет причины и нет никаких

результатов. Чисто субъективные картины -- будь то отображение прошлого опыта

или смутных восприятии в данный момент (звуки, достигающие спящего человека,

телесные ощущения, легкая боль, мускульные напряжения) -- проскальзывают через

ум, оставляя лишь легчайший след в памяти, а чаще вообще не оставляя следа.


Второй уровень сознания приходит вместе с пробуждением. Это второе состояние,

в котором мы сейчас находимся, т. е. в котором мы работаем, разговариваем,

воображаем себя сознательными существами и т. д., часто называется бодрствующим

или ясным сознанием. Но на деле его нужно было бы называть 'сном наяву',

или 'относительным сознанием'. Последний термин я поясню далее.


Требуется понять, что первое состояние, а именно сон, не исчезает во втором

после пробуждения. Сон остается со всеми его сновидениями и впечатлениями.

Имеется лишь более разборчивое отношение к собственным впечатлениям, мысли

более связны. К этому добавляются более упорядоченные действия, а из-за живости

чувственных впечатлений, желаний и чувств, в особенности из-за чувства противоречивости

и невозможности, каковое во сне совершенно отсутствует, сновидения

становятся невидимыми, точно так же как звезды и луна невидимы в солнечном

сиянии. Но все они сохраняются и часто оказывают воздействие на наши мысли,

чувства и действия, иной раз куда больше, чем в действительности существующие

восприятия данного момента.


В связи с этим я должен сказать сразу же, что я имею в виду не

'подсознательное' или 'подсознательный ум' современной психологии. Это попросту

неверные выражения, ложные термины,