Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

его черты. Он называется механическим, поскольку все в нем случается,

все в нем механично, а люди, в нем живущие, -- это машины. Его называют

также кругом смешения языков, так как люди, живущие в этом кругу,

говорят все на разных языках и никогда не понимают друг друга. Каждый

все понимает по-разному.


Мы подошли к очень интересному определению понимания. Оно принадлежит

внутреннему кругу человечества и вовсе нам не принадлежит.


Если люди внешнего круга сознают, что не понимают друг друга, и если они

чувствуют необходимость в понимании, они должны стремиться проникнуть во

внутренний круг, ибо понимание между людьми возможно только там.


Разного рода школы служат как бы воротами, через которые люди могут войти во

внутренние круги. Но это проникновение в круг, расположенный выше в сравнении с

тем, в котором человек родился, требует долгой и трудной работы. Первым шагом в

ней является изучение нового языка. Вы можете спросить: 'Что за язык мы учим?'


Теперь я могу дать вам ответ.


Это язык внутреннего круга, язык взаимопонимания между людьми.


Должно быть ясно, что, находясь, будем говорить, за пределами внутреннего

круга, мы можем познать лишь начатки этого языка. Но даже эти начатки помогут

нам понять друг друга лучше, чем тогда, когда мы пытались понять друг друга без

их помощи.


У каждого из трех внутренних кругов свой собственный язык. Мы изучаем язык

внешнего, первого из них. Люди внешнего внутреннего круга учат язык среднего

круга, а люди из среднего круга изучают язык последнего из внутренних кругов.


Если вы спросите меня, как это может быть доказано, я отвечу:


только дальнейшим изучением себя и дальнейшим наблюдением. Если мы

обнаружим, что вместе с изучением системы мы понимаем лучше себя и

других людей или, скажем, некоторые книги или идеи, чем понимали их раньше, и

особенно если мы обнаруживаем определенные факты, которые показывают, что

вырабатывается новое понимание, то это будет если не доказательством, то по

крайней мере признаком возможности доказательства.


Следует помнить, что наше понимание, так же как и наше сознание, не всегда

находится на одном и том же уровне. Оно всегда движется вверх или вниз. Это

значит, что в один момент мы понимаем больше, в другой -- меньше. Если мы

заметим эти различия в понимании в себе самих, мы сможем осознать, что,

во-первых, существует возможность придерживаться этих высших уровней понимания,

а во-вторых, что их можно превзойти.


Но теоретического изучения недостаточно. Вам нужно работать над своим бытием

и над его изменением.


Если сформулировать вашу цель с точки зрения понимания других людей, то

школьный принцип таков: вы можете понять других ровно настолько, насколько

понимаете самих себя и только на уровне вашего собственного бытия.


Это значит, что вы можете судить о знании других людей, но не об их бытии.

Вы видите в них ровно столько, сколько имеете сами. Постоянной ошибкой является

мысль, будто можно судить о бытии других. В действительности, чтобы встретить и

понять людей высших ступеней развития, необходимо работать с целью

изменения своего собственного бытия.


Теперь мы должны вернуться к рассмотрению центров, внимания и

cамовоспоминания, ибо они являются единственными средствами понимания.


Помимо подразделения на две части, положительную и отрицательную, которые,

как мы видим, нетождественны в различных центрах, каждый из четырех центров

разделяется на три части. Эти три части соответствуют самому определению

центров. Первая часть является 'механической', включающей в себя двигательные

инстинктивные начала или одно из них -- доминирующее; вторая часть

'эмоциональная', третья -- 'интеллектуальная'. Следующая диаграмма показывает

положение частей в интеллектуальном центре. Центр разделен на положительную и отрицательную

части; каждая из этих двух частей делится еще на три части. Таким образом,

интеллектуальный центр состоит из шести частей.




Каждая из этих шести частей, в свою очередь, подразделяется на три части:

механическую, эмоциональную и интеллектуальную.