Но об этом подразделении речь
пойдет намного позже, за исключением одной -- механической части
интеллектуального центра, о которой мы поговорим сейчас.
Деление центра на три части очень простое. Механическая часть работает почти
автоматически; она не требует никакого внимания. Но именно
поэтому она не может приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, она не
'думает' и продолжает работать так, как работала до изменения обстоятельств.
В интеллектуальном центре механическая часть включает в себя всю работу по
регистрации впечатлений, воспоминаний и ассоциаций. Вот и все, чем она должна
заниматься в нормальном состоянии, пока остальные части выполняют свою работу.
Она никогда не должна отвечать на вопросы, адресуемые всему центру, не
должна стараться решать его проблемы, ничего не должна решать. К сожалению, при
ее нынешнем действительном положении она всегда готова принимать решения и
отвечать на вопросы всякого рода, отвечать узко, ограниченно, штампами,
жаргонными выражениями, партийными лозунгами. Все они, наряду со многими
другими элементами наших обычных реакций, представляют работу механической
части интеллектуального центра.
У этой части есть свое название: 'формирующий аппарат' ('форматорный',
'формосодержащий') или 'формирующий центр'. Многие люди, в особенности люди No
1, т. е. подавляющее большинство человечества, всю свою жизнь живут одним лишь
формирующим аппаратом, даже не затрагивая другие части интеллектуального
центра. Для всех непосредственных жизненных нужд, для восприятия влияний А и
ответа на них, для искажения и отвержения влияний С формирующего аппарата
вполне достаточно.
'Формирующее мышление' всегда легко распознать. Например, формирующий центр
умеет считать только до двух. Он всегда все делит надвое: 'большевизм и
фашизм', 'рабочие и буржуа', 'пролетарии и капиталисты' и т. д. Формирующему
мышлению мы обязаны большинством современных модных словечек и фраз, лозунгами
и, помимо их, -- всеми нынешними популярными теориями. Наверное можно сказать,
что во все времена все популярные теории являются формирующими.
Эмоциональная часть интеллектуального центра состоит в основном из так
называемых интеллектуальных эмоций, т. е. желания знать, понимать,
удовлетворения от знания, неудовлетворения от незнания, радости открытий и т.
д., хотя опять-таки все они могут проявляться на самых различных уровнях.
Работа эмоциональной части требует всего внимания, но, находясь в этой части
центра, внимание не требует никаких усилий. Оно притягивается и
удерживается самим предметом, очень часто посредством отождествления, которое
называют обычно 'интересом', 'энтузиазмом', 'страстью', 'преклонением'.
Интеллектуальная часть интеллектуального центра включает в себя способность
к творчеству, построению, изобретению и открытию. Она не может работать без
внимания, но в этой части центра внимание должно контролироваться и
сохраняться усилием воли.
Таков главный критерий при изучении частей центров. Подходя к ним с точки
зрения внимания, мы сразу узнаем, в какой части центра мы находимся. Когда
внимания нет или это блуждающее внимание, мы находимся в механической части;
когда внимание притягивается предметом наблюдения или размышления и держится
таким образом, то мы в эмоциональной части; когда внимание контролируется и
удерживается на предмете усилием воли, мы в интеллектуальной части.
В то же время этот метод показывает, как привести в работу интеллектуальные
части центров. Наблюдая за вниманием и стараясь контролировать его, мы
принуждаем себя работать интеллектуальной частью центров -- тот же принцип
относится в равной степени ко всем центрам, хотя для нас не так легко выделить
интеллектуальные части в других центрах, как, например, в интеллектуальной
части инстинктивного центра, где работа происходит без внимания, которое мы
можем воспринимать или контролировать.
Возьмем эмоциональный центр. Сейчас я не говорю об отрицательных эмоциях.
Рассмотрим только разделение центра на три части: механическую, эмоциональную и
интеллектуальную.