функции или результате. Но, в общем и целом, третья
сила не легко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому нужно
искать в функциональных ограничениях обычной психической деятельности и в
основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т. е. в нашем
ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений.
Люди так же не способны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу, как не
способны замечать в пространстве четвертое измерение.
Однако, изучая себя, проявления мысли, сознание, свою деятельность,
привычки, желания и т. п., человек может научиться наблюдать и видеть в себе
действие этих трех сил. Давайте, например, представим, что человек хочет
работать над собой, чтобы изменить какие-то черты своего характера и добиться
более высокого уровня бытия. Его желание, инициатива будет активной силой. А
инертность его психической жизни с противоположными его побуждению стремлениями
будет пассивной, или отрицательной, силой. Эти две силы либо уравновесят друг
друга, либо одна из них победит другую, но в то же время будет слишком слабой
для какого-нибудь дальнейшего действия. В таком случае две силы будут, поглощая
друг друга, вращаться одна возле другой без всякого результата. Человек может
чувствовать желание и инициативу, но вся эта инициатива поглощается борьбой с
привычной вялостью и косностью жизни, и ничего не остается для цели, к которой
он испытывал побуждение. И так будет продолжаться до тех пор, пока не явится
третья сила, к примеру, в облике нового знания, моментально
демонстрирующего преимущества, возможные результаты или необходимость работы
над собой, поддерживая таким образом и усиливая первое побуждение. Опираясь на
помощь третьей силы, инициатива победит силу инерции, и у человека появится
энергия для продвижения в желаемом направлении.
Примеры работы трех сил и моменты появления третьей силы можно отыскать во
всех проявлениях психической жизни, во всех феноменах жизни человеческих
сообществ и человечества в целом, во всех явлениях окружающей нас природы.
Но в начале достаточно уяснить общий принцип: любой феномен, какие бы
размеры он ни принимал, неизбежно есть проявление трех сил; одна или две силы
не могут дать явления, и если мы Наблюдаем в чем-то остановку, бесконечное
колебание без единого шага с места, мы можем сказать, что в этом случае
недостает третьей силы. Пытаясь понять эту мысль, нельзя в то же время
забывать, что люди не в состоянии наблюдать явления как выражение трех сил,
потому что невозможно увидеть объективный мир в субъективном состоянии
сознания. В феноменальном мире, наблюдаемом субъективно, мы видим в явлениях
действие только одной или двух сил. Если бы мы могли найти в каждом явлении три
силы, мы увидели бы мир таким, какой он есть, т. е. вещи в себе; только здесь
нужно помнить, что явление, которое представляется простым, может на деле быть
весьма сложным, т. е. быть результатом очень сложного сочетания триад. Но мы
знаем, что видеть мир таким, какой он есть, мы не можем. Это должно помочь нам
в понимании того, почему нам не удастся видеть третью силу. Третья сила
принадлежит подлинному миру. А наблюдаемый нами субъективный, или
феноменальный, мир обладает лишь относительной реальностью и в любом случае
предстает незавершенным, поскольку мы видим только его часть.
Но возвращаясь к миру, в котором мы живем, можно теперь сказать, что в
Абсолютном, как и повсюду, действуют три силы:
активная, пассивная и нейтрализующая. Но в силу самой природы Абсолютного
все представляет в нем одно целое, и три силы также составляют единое целое.
Более того, образуя одно независимое целое, три силы владеют полной и свободной
волей, полным сознанием, полным пониманием себя и всего того, что они
совершают.
Идея о единстве трех сил в Абсолютном -- основа многих древних учений: о
единосущной и неделимой Троице, о Тримурти -- Брахма, Вишну, Шива и т. д.
Древне-инд. trimurti -- 'тройственный образ'
или 'обладающий (-ая) тремя обликами' -- божественная триада в индуистской
мифологии (Здесь и Далее примеч. пер.)