Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

важность изучения человека с точки зрения его возможной

эволюции, мы поймем, что первым ответом на вопрос, 'что такое психология',

будет следующий: психология есть исследование принципов, законов и фактов

возможной эволюции человека. В этих лекциях я буду придерживаться исключительно

этой точки зрения.


Нашим первым вопросом будет вопрос о смысле эволюции человека, а вторым -- о

необходимых для нее особых условиях.


Относительно обычных для современности воззрений на происхождение и эволюцию

человека я должен сразу сказать, что они неприемлемы. Нам нужно признать, что о

происхождении человека мы ничего не знаем и у нас нет доказательств физической

или умственной эволюции человека.


Напротив, если взять историческое человечество, т. е. человечество за 10--15

тысяч лет, мы обнаруживаем безошибочные следы высшего человеческого типа, чье

присутствие можно с очевидностью установить по древним монументам и мемориалам,

которые нынешнее человечество ни повторить, ни даже скопировать не умеет.


Относительно доисторического человека или внешне похожих на него, но

в то же время весьма отличных от него существ, чьи кости обнаруживаются иногда

в отложениях ледникового и доледникового периода, мы можем принять ту

достаточно приемлемую точку зрения, согласно которой они принадлежат

отличающемуся от человека и давно вымершему существу.


Отрицая эволюцию человека в прошлом, мы должны отвергнуть и возможность механической

эволюции человека в будущем, то есть саму собой происходящую эволюцию по

законам наследственности и отбора, без сознательных усилий человека и понимания

им своей возможной эволюции.


Нашей основополагающей идеей будет следующая: человек, как он нам известен, не

является завершенным существом; природа,


развив его до определенной точки, оставляет его затем либо для дальнейшего

развития собственными его усилиями и средствами, либо для жизни и смерти

таким, каким он родился, либо для вырождения и утраты всякой способности к

развитию. Эволюция человека в таком случае будет означать развитие определенных

внутренних качеств и черт, каковые обычно остаются неразвитыми и не в

состоянии развиться сами по себе.


Наблюдение и опыт показывают, что это развитие возможно только в

определенных условиях, путем приложения неких усилий со стороны самого человека

и при достаточной помощи от тех, кто начал сходную работу ранее и уже

достиг какой-то степени развития, либо, по крайней мере, наделен неким

знанием методов.


Нам нужно начать с той идеи, что без усилий эволюция невозможна; она

невозможна и без помощи.


После этого нам необходимо понять, что по ходу развития человек должен стать

другим существом, и нам следует узнать и прийти к пониманию того, в

каком смысле и в каком направлении человек должен становиться другим существом;

понять, что такое 'другое существо'.


Затем нам требуется понимание также того, что развиться и стать другими

существами могут не все люди. Эволюция есть вопрос личных усилий, в

человеческой массе эволюция представляет собой редкое исключение. Это может

показаться странным, но мы должны осознать, что оно не только редкое, но и

становится все более редким.


Естественно, эти утверждения рождают множество вопросов: Что значит

превращение в другое существо по ходу эволюции? Что значит 'другое существо'?

Какие внутренние качества или черты могут развиться в человеке и как этого

достичь? Почему не все люди могут развиться и стать другими существами? Почему

такая несправедливость?


Я постараюсь ответить на эти вопросы и начну с последнего. Почему не все

люди могут развиться и стать другими существами? Ответ очень прост. Потому

что они не хотят этого. Потому что они не узнают и не поймут без длительной

подготовки ничего, даже если им рассказать об этом.


Главная идея состоит в том, что для того, чтобы стать иным существом,

человек должен очень сильно желать этого на протяжении длительного времени.

Преходящее или случайное желание, опирающееся на неудовлетворенность внешними

условиями, не дает достаточного импульса.


Эволюция