и
ничто тогда не изменится.
Человек есть машина, но машина особая. Он является машиной, которая в
определенных обстоятельствах и при правильном обращении может знать то, что
он -- машина, а полностью это осознав, он может обнаружить и пути к
прекращению своего бытия как машина.
Прежде всего ему требуется знать, что он не единое, а многое. У него нет
одного постоянного и неизменного 'Я' или Эго. Он всегда различен. В один момент
он один, в другой -- другой, в третий -- третий и так далее почти до
бесконечности.
Иллюзия единства или целостности создается у человека в первую очередь
ощущением одного физического тела и его именем, которое в нормальных
случаях всегда остается тем же самым, а в-третьих, множеством механических
навыков, внушенных ему воспитанием или приобретенных путем имитации. Обладая все
теми же телесными ощущениями, слыша все то же имя и замечая за собой те же
привычки и склонности, что и раньше, он верит, будто всегда был тем же самым.
В действительности же никакого единства нет, нет контролирующего центра,
постоянного 'Я' или Эго. Общая картина человека такова:
Всякая мысль, всякое чувство, ощущение, желание, хотение и нехотение есть
некое 'Я'. Эти 'Я' не связаны и не согласованы друг с другом каким бы то ни
было образом. Каждое из них зависит от перемен во внешних обстоятельствах и от
изменения впечатлений.
Одни 'Я' механически следуют за какими-то другими, а иные проявляются всегда
в компании других. Но в этом нет ни порядка, ни системы.
Имеются определенные группы этих 'Я', которые наделены природной связью. О
них речь пойдет далее. Сейчас же нам нужно постараться понять, что есть
группировки 'Я', связанные лишь случайными ассоциациями, воспоминаниями или
воображаемым сходством.
Любое из этих 'Я' представляет в каждый данный момент незначительную часть
нашего 'мозга', 'ума' или 'рассудка', но каждое из них мнит себя представителем
целого. Когда человек говорит 'Я', это звучит так, словно он имеет в
виду себя целиком, но на деле, даже когда он думает, будто имеет это в виду,
речь идет о преходящей мысли, преходящем настроении, желании. Через час он
совсем о нем забудет и с той же убежденностью начнет утверждать нечто
противоположное -- мнение, точку зрения, увлечение. Хуже всего то, что человек
не помнит этого. В большинстве случаев он верит в последнее 'Я', пока оно себя
выражает, т. е. до тех пор когда другое 'Я', иной раз совсем не сочетаемое с первым,
не начнет выражать мнение или желание громче первого.
Вернемся теперь к двум другим вопросам.
Что означает развитие? И что это значит -- стать другим существом? Или, иными
словами, какого рода изменения возможны, когда и как они начинаются в
человеке?
Уже было сказано, что изменения начинаются с тех сил и способностей, которые
человек приписывает себе, но коими он в действительности не обладает.
Это значит, что перед тем, как приобрести новые силы и способности, он
должен действительно развить в себе те качества, каковыми он думает,
что владеет и относительно которых у него имеются величайшие иллюзии.
Развитие не может начаться на основе лжи самому себе или самообмана. Человек
должен знать, что у него есть, чего нет. Это значит, что ему нужно признаться в
отсутствии приписываемых им себе качеств, т.е . способности делать,
индивидуальности, единства, постоянного Эго, а вдобавок Сознания и Воли.
Человеку необходимо знать это, поскольку до тех пор, пока он верит в наличие
этих качеств, он не предпримет правильных усилий для обретения, точно так же,
как человек не станет покупать дорогие предметы и дорого платить за них, если
он полагает, что уже обладает ими.
Самое важное и самое обманчивое из этих качеств -- сознание. И
перемены в человеке начинаются вместе с изменениями в понимании смысла
сознания, а затем и постепенном обретении контроля над ним.
Что такое сознание?
В обыденном языке слово 'сознание' в большинстве случаев используется как