впасть в воображение. Предположим, что мы вынуждены были обнаружить, что
он был в том или ином виде. Все, что мы обнаружили, будет материалом. В
литературе вы
23
Совесть: поиск истины
почти ничего не найдете по этому вопросу, потому что люди не понимают,
как изучать возвращение, но, из собственного опыта у меня есть интересные
наблюдения. Некоторые люди, у которых, как я знал, были воспоминания о
первых годах своей жизни, имели одно и то же впечатление, что их мышление не
было мышлением ребенка. То, как они воспринимали людей, как они их
распознавали, это не было психологией ребенка. Они имели полностью
сформированный ум с достаточно взрослыми реакциями, такими, какие вы не
можете вообразить сформированными за шесть месяцев бессознательной жизни.
Если их воспоминания были действительно точны, то такой ум должен был
существовать и до того. Но, как я заметил, трудно найти материал, и
большинство людей вообще ничего не помнят.
'Почему эти ранние воспоминания должны исчезнуть, когда ребенок
научится говорить?'
Ребенок начинает подражать другим детям и делать в точности то, что от
него ожидают взрослые люди. Они ожидают, что он будет тупым ребенком, и он
становится тупым ребенком.
'Как возможно знать, что помнит ребенок? Я думал, что человек рождается
с полностью пустыми центрами, и что человек помнит с помощью центров'.
Это странная вещь. Тем не менее, люди, о которых я говорю, которые не
многим отличаются от других людей, имеют достаточно определенные
воспоминания даже о своих первых месяцах, и они думают, что они видели
людей, как их видят взрослые люди, а не как видели бы дети. Они не пытаются
восстановить детальные картинки из фрагментарных и рассеянных воспоминаний,
они имеют вполне определенные впечатления домов, людей и т. д. Они похоже
имели вполне взрослое мышление. 'Я могу помнить вещи, когда мне было два
года, которые вообще не происходили. Как может человек убедиться в том, что
помнит ребенок до того, когда он начал говорить?'
Откуда вы знаете, что они не происходили? Это могло быть сном. У меня
был опыт подобного рода. Я помню, когда я был совсем еще ребенком, я был в
каком-то месте возле Москвы, и картинка этого места осталась в моей памяти.
Я не был там в течении четырех лет после этого. Затем, когда я поехал туда,
я увидел, что то место не было таким же, как в моей памяти, и осознал, что
моя память была сном. По поводу вопроса о предшествующих жизнях. Я думаю,
что некоторые люди могут что-то помнить, хотя в очень редких случаях, так
как воспоминание уже предполагает определенный уровень развития. Обычный
человек - No1, No2 и No3 не имеет никакого приспособления для такой памяти.
Сущность является механичной. Она не живет сама по себе, у нее нет никакого
приспособления для мышления, и она вынуждена думать посредством личности, а
личность не имеет никакого опыта.
24
П. Д. Успенский
'Когда вы сказали: 'Наблюдайте детей', что вы подразумевали?'
Именно это трудно понять. Если вы наблюдаете тенденции в большом
масштабе, вы можете обнаружить достаточно неожиданные проявления. Вы не
можете сказать, что они являются результатом определенной причины или
окружения, потому, что могут появиться и исчезнугь совершенно неожиданные
тенденции. Впоследствии они сохранятся на протяжении всей жизни. В таком
случае, в соответствии с теорией возвращения, тенденция могла быть
приобретена в предыдущей жизни в более поздние годы, и затем в этой жизни
она появляется очень рано.
'Тогда с точки зрения возвращения, не может ли быть так, что некоторые
важные действия, которые мы делаем между настоящим моментом и временем,
когда мы умрем, в действительности ответственны за наши тенденции сейчас?'
Вы имеете в виду предшествующие жизни? Вполне возможно. Только помните
одну вещь, эта работа не существовала ранее. Могла быть какая-то другая
работа (имеется много ее видов), но не эта. Эта не существовала, я полностью
в этом уверен.
'Я имел в виду, что это слишком глобальная идея, принять то, что между
настоящим моментом и временем нашей смерти, мы можем делать фатальные
ошибки, которые дадут нам тенденции для следующего времени'.
Конечно, в каждый момент нашей жизни мы можем создать тенденции, от
которых мы может быть не сможем