это создаст центр
тяжести. Лучше помнить даже то, что вы не любите, чем не помнить ничего.
'Как может память пережить смерть?'
Смерть -- это ничто, вы можете не заметить ее. Если вы не замечаете,
что вы умираете в этой жизни, вы можете не заметить, что
вы родитесь в следующей.
'Является ли бессмертие невозможным для человека No1, 2 и
З?'
Да, он должен стать человеком No5. Это один ответ. Но есть
другие ответы. Например, с точки зрения возвращения, люди No1, 2 и 3
могут жить снова, могут снова вернуться, но они ничего не помнят. Для того,
чтобы помнить, они должны стать человеком No5.
'Что становится бессмертным -- сущность или физическое тело
и душа? '
Только память. Тело рождается снова, сущность рождается
снова, личность создастся снова. Поэтому это вопрос не бессмертия, а
памяти. Мы можем жить десять тысяч раз без какого-либо преимущества, если мы
не помним. Если механическое бессмертие было бы возможным, в этом не было бы
никакого преимущества. Мы должны помнить себя и помнить события, чем больше,
тем лучше. Снова я напоминаю вам: Полезно и необходимо помнить, что мы не
помним, никогда не помним и что мы не знаем того, что мы не помним.
'Правильно ли я понял, что вы сказали: если что-нибудь в нас
выживает, то это память?'
Возможно, не совсем, потому что память обычно исчезает первой, если
что-нибудь выживает. Память неустойчива.
'Мне кажется, что для того чтобы осознать, где мы упустили
32
П. Д. Успенский
возможность в предыдущей жизни, нам, во-первых, следует достичь момента
пробуждения в этой жизни'.
Очень хорошо. Только сначала сделайте это.
'Когда я оглядываюсь на возможности, упущенные в этой жизни, у меня
есть чувство, что только будучи другим типом человека, я мог бы действовать
по-иному. Исходя из этого, мне кажется, что единственный способ
воздействовать на возвращение это изменить свою сущность.'
Снова, очень полезно. Но как вы можете это сделать?
'Могла бы память о предыдущем возвращении изменить чьи-либо действия?'
Этого я не знаю. Это вы увидите, когда она у вас будет.
'Правда, что жизнь в возвращении проживается не в точности так же, как
и предыдущая?'
Начало то же самое.
'Сохраняем ли мы тот же самый уровень бытия в возвращении от одной к
другой?'
Поэтому поводу есть различные теории. По одной теории, если человек
приобретает нечто в одной жизни, то этому суждено расти. Но есть много
других теорий.
'Находится ли память в сущности?'
Лучше сказать, что она связана с 'Я', находящимся в личности. Имеется
много различных видов памяти; обычная память, память того, что мы слышим,
память об этой системе, память запахов, память дорог. Но мы говорим о той
памяти, которую мы знаем. Очень легко испортить эту память.
'Есть люди с фотографической памятью. Являются ли они сознательными? '
Есть много различных видов памяти. У вас есть определенный вид памяти.
У другого -- другой. Но вы можете использовать свой вид памяти лучше или
хуже, будучи более или менее сознательным. Память находится во всех центрах.
В одном центре она может быть немного лучше, чем в другом, но есть только
один метод сделать ее сильной -- стать более сознательным. Не только каждый
центр имеет свою собственную память, но также некоторые виды памяти
принадлежат сущности, а некоторые -- личности.
'Является ли память функцией тела? Можно ли ее сравнивать с движением?'
Вы можете се назвать функцией тела, если вам нравится. Но зачем ее
сравнивать с движением? Одна вещь не похожа на другую. Память -- это нечто в
нас, может быть в сущности, может быть в личности. Мы вспоминаем в личности,
но память о вкусе и запахе находится в сущности. Но в действительности
человек вспоминает в личности.
2-1876
33
Совесть: поиск истины
'Что мы должны делать, чтобы не испортить нашу память?' Во-первых,
работать над воображением, во-вторых, -- над ложью.
Эти две вещи разрушают нашу память. Когда мы впервые
говорили о памяти, люди воспринимали это как забаву, они не осознавали,
что человек может полностью разрушить свою память. Борьба с воображением
также не спорт или упражнение.
'Что нам может помочь, чтобы распознать ложь в себе?'
Имеется много различных вещей, во-первых -- анализ фактов, слов и
теорий.