не совместимо с нашим настоящим ощущением времени. Возвращение
относится к вечности, а не ко времени.
'Можем ли мы избежать одних и тех же стереотипов поведения?'
Если у вас хорошая память, вы можете.
'Вы говорите, что если бы человек в действительности принял теорию
возвращения, это бы вызвало изменения?'
Если человек изучает, если он работает, то есть материал для изучения.
Мы используем понимание и недостаток понимания. Если мы думаем достаточно,
мы можем понять что-то, мы можем в действительности изменить возвращение.
'Правильно ли было бы сказать, что единственная задача возвращения в
том, что у некоторых людей остается память о прошлых жизнях?'
Нет, это слишком мало. Немногие люди помнят, и всегда можете сказать,
что они лгут.
'Может ли вера в возвращение вызвать огромную срочную необходимость
делать усилие?'
Вера не поможет, вера лишает силы, у нее нет достаточной силы. Но
осознание может помочь.
Мы можем понять некоторые вещи, думая о них. Например, вопрос, все ли
люди подвергаются воздействию возвращением одним и тем же способом.
Невозможно сказать да или нет, так как то, что можно применить к
одному[7] человеку, нельзя применить к другому. Для одного
человека это будет тем же самым, та же самая лошадь, те же самые кошки. Но
для кого-то это может быть иным. Великие поэты, великие писатели не
нуждаются в том, чтобы ходить по тем же самым улицам. Они могут гулять по
другим улицам и, тем не менее, создавать то же самое. Это различие может
быть вызвано не усилиями, но возможностями, достижением и кругозором
мышления и чувств. Великий писатель может не нуждаться в написании снова той
же самой версии. Возможно, он взял не все, но достаточно из своего
окружения, для того, чтобы попробовать что-то еще, что он не пробовал в
прошлый раз.
'После прослушивания лекций, люди всегда спрашивают, имели ли великие
поэты бытие человека No1, 2 и 3. Сейчас вы говорите, что поэт не нуждается в
повторении той же самой вещи снова и снова.'
Нет. Он может быть великим поэтом, но тем не менее, не принадлежать
объективному искусству. Другие, менее великие могут создать объективное
искусство.
Размышляйте об этих идеях, но не думайте, что вы знаете.
36
П. Д. Успенский
Имеется много вариаций, много возможностей. Думайте, ибо нет ничего
более важного для вас.
ПОВЕРХНОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Изучение воображаемого человека
Текст этой главы воспроизведен из сказанного П. Д. Успенским на
встречах, проводившихся с 1930 но 1944 гг. Небольшие изменения были
неизбежны для того, чтобы собрать вместе и сделать последовательными ответы
на вопросы из различных контекстов, но составители старались ничего не
исказить в авторском мнении. Вопросы кружка Успенского помещены в кавычки
для того, чтобы отличить их от слов Успенского, которые используются без
кавычек.
В этой книге имеются слова и выражения, имеющие специальное значение в
системе Четвертого пути, которой учил Успенский. Книга не может быть попята
никем, кто не знает этих значений. Во-первых, потому что книга предназначены
для людей, которые уже знают этот язык, и, во-вторых, потому что объяснения
специальных символов можно найти в уже опубликованных работах Успенского, в
частности, 'Психология возможной эволюции человека'.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель системы развитие совести
Буфера и препятствия к развитию совести
Необходимость морального смысла
Буфера и совесть
Значение слова 'душа' в этой системе
Душа кормит Луну
Создание луны в себе
Множественность нашего бытия и отсутствие постоянного 'Я'
Обнаружение того, что может изменено в нас путем разделения между 'Я' и
всем остальными
Пять значений слова 'Я'
37
Совесть: поиск истины
Ложная личность Сущность, личность и их отношение к судьбе и случаю
Законы и влияния
Изучение ложной личности как средство обучения самовоспоминатио
Ложная личность и негативные эмоции Обучение распознаванию ложной
личности и обнаружение ее главной черты
Правильное разделение себя Опасность стать двумя Кристаллизация
Ложная личность защищает себя Статические триады Оценка
Эта система ставит цель -- привести человека к совести. Совесть -- это
определенное качество, которое есть в каждом