Успенский зарабатывал на
жизнь с помощью слов и прекрасно осознавал как их действенность, так и их
непокорность. Хорошо составленные на странице слова могли бы выразить мысль
так, как не смогла бы обычная речь: с другой стороны, далеко не безупречно
написанное предложение могло бы из-за своей двусмысленности внести больше
неясности, чем прояснить. Успенский осознавал важность точного слова в
нужном контексте, поэтому часто в течение нескольких лет после написания
просматривал рукопись снова и снова. Типичным примером является повесть
'Странная жизнь Ивана Осокина', написанная в 1905 году, но не опубликованная
до 1915 года. Несколько его книг, включая хорошо известную 'В поисках
чудесного: фрагменты неизвестного учения', он вообще предпочел не
публиковать. 'В поисках чудесного' появилась как рукопись в 1925 году, в
1930-х годах читалась вслух членами Лондонской группы Успенского, прошла
множество пересмотров и все же не была опубликована при жизни Успенского.
Люди, которые хорошо знали Успенского и которые посещали его встречи,
вспоминают, как часто он подчеркивал важность верного слова для определения
конкретного состояния, его отказ вовлекаться в использование религиозного и
философского жаргона и его осознание, что ни одно утверждение не имеет
смысла, если взято вне контекста. Один из его бывших учеников комментировал:
'Если кто-то начал вопрос со слов 'Господин Успенский говорил на прошлой
неделе...' он бы выслушал вопрос и затем спросил: 'но в какой связи я это
говорил?' Многие также помнят его уважение к 'ужасающей' власти печатного
слова. Он понимал, что философия, однажды заключенная в книгу, подвергается
опасности остаться там
П. Д. Успенский
погребенной. Она становится предметом бесконечных разделений, или
воспринимается как евангелие, и она становится такой же мертвой, как и
законы медесов и персов. Поэтому Успенский осознавал риск публикации книги и
не спешил увидеть свои работы среди твердых обложек.
Успенский был мастером как разговорного, так и печатного слова. В
первую очередь он был учителем, и пять глав этой маленькой книги не являются
результатом работы человека, пишущего в одиночестве в тишине кабинета, но
это труды учителя, объясняющего систему идей, которые могут быть постепенно
оценены и правильно поняты с помощью вдумчивых вопросов слушателей и их
искреннего желания научиться.
Двадцать шесть лет (1921-1947 гг.) Успенский руководил встречами, на
которых люди, заинтересованные работой в системе, могли услышать основную
лекцию, затем прояснить ее знание для себя, задавая точные вопросы
(правильная формулировка вопроса была частью самодисциплины, требуемой
Успенским). Как вспоминает один из членов кружка 'О': 'Лекции читались в
группах из 60 или 70 человек один раз в неделю в течение трех месяцев.
Встречи длились два часа, обычно в первой части читалась лекция, а затем
предлагалось задавать вопросы, на которые отвечал Успенский. ... Во время
встреч, как правило, велись стенографические записи, и после смерти
Успенского сделана большая подборка выдержек из них и опубликована под
названием 'Четвертый путь' в 1957 году. В этой книге есть очень много
материала для изучения.., но трудно извлечь самородки'.
Настоящий том состоит из пяти коротких очерков, которые первоначально
были изданы как отдельные книги с 1952 по 1955 гг. после смерти Успенского,
перед составлением 'Четвертого пути'. Книга была напечатана для частного
распространения, было выпущено не более 300 копий, но они не продавались н
были недоступны для широкой публики до настоящего времени. Подобно
'Четвертому пути' пять глав в этом томе были построены и из сказанного
Успенским на этих встречах. В отличие от размаха этого большого тома, здесь
каждый очерк концентрируется на одном принципе системы таким образом, что
'извлечь самородки' становится легче.
Ценность этой книги в том, что взятые вместе, очерки раскрывают
практическую психологическую сторону системы, изложенной Успенским, а взятый
по отдельности, каждый может быть прочитан за один раз и каждый может, таким
образом, служить ключом для приближения к богатству материала, содержащегося
в более объемных книгах Успенского. При подборе и редактировании отрывков из
записей встреч Успенского было приложено