нормальном человеке. В
действительности это другое проявление того же самого качества, что и
сознание, сознание больше работает на интеллектуальной стороне, а совесть --
больше на моральной (эмоциональной ).
Совесть помогает осознать, что является хорошим, а что плохим в его
собственном поведении. Совесть объединяет эмоции. Мы можем испытать в один и
тот же день множество противоречивых эмоций, приятных и неприятных по
отношению к одному и тому же субъекту, либо одну за другой, либо даже
несколько одновременно -- из-за отсутствия совести. Буфера являются тем, что
не позволяет одному 'Я' или одной личности, увидеть другую, но в 'состоянии
совести' человек не может не видеть всех этих противоречий. Он будет
помнить, что угром он говорил одну войн', в обед -- другую, а вечером --
третью, но в обычной жизни он не будет этого помнить пли, если он помнит, он
будет настаивать, что не знает, что хорошо, а что
плохо.
Путь к совести лежит через разрушение буферов, буфера мо-
гуг быть разрушены через самовоспоминанис и неотождествление.
Идея совести и идея буферов нуждается в длительном изучении, но когда
мы говорим о моральной стороне этой системы, то с самого начала следует
понять, что человек должен иметь понятие хорошего и плохого. Если он их не
имеет, для него ничего не возможно сделать. Он должен начать с определенного
морального чувства, чув-
38
П. Д. Успенский
ства правильного и неправильного, для того, чтобы получить больше.
Во-первых, он должен понять относительность обычной морали, и, во-вторых, он
должен осознать необходимость объективных 'правильно' или 'неправильно'.
Когда он осознает необходимость объективных постоянных 'правильно' или
'неправильно', тогда он будет смотреть на вещи с точки зрения этой системы.
Совесть находится в суишостн, а не в личности, в то время как магнетический
центр -- в личности. Магнетический центр формируется в этой жизни. Он
находится в интеллектуальной части эмоционального центра, хотя, возможно,
также в интеллектуальной части интеллектуального центра, и он построен на В
влияниях.
Кто-то спросил: 'Для того чтобы пробудить совесть, не следует ли
человеку удалить буфера?'
Совесть пробуждается, когда буфера только потрясаются.
'Как может обнаружить человек, чем являются его буфера?' -- спросил
кто-то еще.
Иногда это возможно. Если у человека есть правильное представление о
буферах, он может найти некоторые из них у себя.
Оправдания и буфера -- разные понятия. Но если одно и то же оправдание
повторяется каждый раз оно превращается в буфер.
Буфера связаны с совестью. Слово 'совесть' мы обычно используем в
обычном смысле, подразумевая эмоциональный условный рефлекс. В
действительности, совесть -- это особая способность, которой обладает
каждый. Но невозможно пользоваться ею в состоянии сна. Даже если мы случайно
почувствуем совесть на какой-то момент, это будет болезненный опыт,
настолько болезненный, что немедленно мы захотим избавиться от подобных
переживаний. Люди, у которых имеются случайные проблески совести, изобретают
всевозможные способы избавления от этого чувства. Совесть -- это способность
чувствовать одновременно все, что мы обычно чувствуем в разное время.
Попробуйте понять, что все наши различные 'Я' имеют различные чувства. Одно
'Я' чувствует, что ему что-то нравится, в то время как другое ненавидит это,
и третье 'Я' -- безразлично. Но мы не переживаем все чувства одновременно,
потому что между ними имеются буфера. Из-за этих буферов мы не можем
использовать совесть, мы не можем испытывать одновременно два противоречивых
чувства к одному объекту. Если случится, что человек все же почувствовал их,
то он будет страдать. Поэтому в нашем настоящем состоянии буфера являются
даже необходимыми, без них человек сошел бы с ума. Но если он понимает это и
готовит себя, затем, после некоторого времени, он может начать разрушать
противоречия и ломать буфера.
Ломка механических привычек, хороших ли, плохих ли, может
39
Совесть: поиск истины
быть неудобна. У нас есть правила поведения, моральные правила
приобретенные в процессе получения образования, поэтому в большинстве
случаев мы не испытываем совести, у нас слишком много буферов. Как я сказал,
они являются перегородками между