под Законом
случая, попадает под Закон судьбы, кроме его рождения и смерти?'
Это зависит от отношений между[7] личностью и сущностью.
Если личность сильна, она образует раковину вокруг сущности, тогда будет
очень слабое влияние Закона судьбы. Планетарные влияния, которые
контролируют судьбу, тип, сущность не достигают нас, если личность очень
сильна. Но есть некоторые люди, которые живут больше в сущности, совсем без
влияния 'школ'. В них личность очень слаба, и они находятся под влиянием
Закона судьбы больше, чем другие люди. Они больше зависят от определенных
влияний, от которых другие люди зависят меньше. Я не буду говорить, чем
являются эти влияния, потому что это приведет только к воображению. Вы
должны обнаружить это сами в себе. В жизни обычных людей нет ничего от
судьбы, кроме рождения и смети. Как я сказал, отдельный человек очень мало
находится под планетарными влияниями, потому что его сущность неразвита и
мала или еще к тому же слишком смешана с его личностью. Из -- за того что
эти влияния не могут проникнуть через личность, такой человек находится под
Законом случая. Если бы человек жил в своей сущности, он бы жил под
планетарными влияниями или, другими словами, под Законом судьбы.
Будет ли это для него преимуществом или нет -- это другой вопрос. Это
может быть лучше в одном случае и хуже в другом. Обычно лучше. Но
планетарные лучи не могут проникнуть сквозь личность, они отражаются от нес.
(Отвечая на вопрос о планетарных влияниях и астрологии, Успенский
сказал:)
Комбинации влияний вызывают комбинации типов. Мы не знаем, чем они
являются, и мы не можем этого обнаружить, составляя гороскоп. Это было бы
подобно средневековому психоанализу.
'Но комбинации приходят от планет, не так ли?'
Да, правильно. Все наши эмощш и все наши идеи первоначально пришли от
планет, они не были рождены здесь.
'Следует ли человеку жить в соответствии со своими эмоциями или
ему[7] всегда следует пытаться найти разумную причину для того,
что он делает?'
Трудно сказать. Эмоции могут быть разными и способность человека
контролировать свою жизнь может быть разной. Очень часто она воображаемая.
Очень часто такие вопросы, как 'Следует ли мне делать это?' или 'Следует ли
мне делать то?' являются совершенно искусственными, потому что человек может
делать только одним образом. Очень часто он думает, что может что-то сделать
45
Совесть: поиск истины
тем или иным образом. Но реально человек может делать только одним
определенным образом. У нет никакого выбора. Но подходя к
самом}[7] вопросу я думаю, было бы полезно начать с этой точки
зрения -- посмотреть какой вид эмоций вы имеете в виду, являются лп они
эмоциями, принадлежащими сущности или эмоциями, принадлежащими личности. И
очень часто -- не всегда, но очень часто, вы можете доверять эмоциям,
принадлежащим сущности, и не доверять эмоциям, принадлежащим личности. Но
это не является общим правилом, оно только показывает направление изучения в
связи с вашим вопросом. Сам вопрос показывает в каком направлении должно
идти ванте мышление. Вы должны думать о сущности и личности. Вы должны
думать о тех вещах, которые вы можете контролировать в себе и о вещах,
которые вы не можете контролировать. Это вопрос не для ответа, а для
исследования.
'Всегда ли сущность является хорошей?' Совсем нет. Сущность механична,
она не живет сама но себе, у нее нет никакого специального аппарата для
мышления, она вынуждена думать через личность. Сущность, тип и судьба
являются практически одним и тем же, но очень трудно обнаружить факты,
связанные с судьбой, за исключением, возможно, просто почти физичес-ких
фактов, таких как состояние здоровья, способности и тому подобное. Имеется
много других вещей, но их трудно отличить, потому что в нашем состоянии
сущность редко работает отдельно от личности. Иногда вещи, которые мы
склонны приписывать судьбе в действительности принадлежат личности. Поэтому
опасно делать выводы. Но имеются некоторые вещи, которые мы можем видеть,
например, что есть притяжение между определенными типами людей. У нас те же
самые друзья, тот же самый круг проблем, те же самые трудности, но, конечно,
всегда играет некоторую роль личность. Поэтому вы не можете