развития. Фиксация до развития -- вот в чем
опасность.
''Является ли скучающий человек свободным от отождествления?'
Скука -- это отождествление с самим собой, с ложной личностью, с чем-то
в себе. Отождествление является почти постоянным состоянием для нас. это
главное проявление ложной личности, и из-за этого мы не можем выйти из
ложной личности. Мы должны быть свободны видеть это состояние отдельно от
себя, со стороны. А это можно сделать только путем попыток стать более
сознательным, попыток помнить себя, попыток осознать себя. Только когда вы
становитесь более сознающим себя, вы способны бороться с проявлениями,
подобными отождествлению или лжи и с самой ложной личностью. Вся работа
должна быть сосредоточена над ложной личностью. Если вы делаете какую либо
другую работу и забываете о ложной личности, то это бесполезная работа и вы
скоро потерпите поражение. Как и в случае с негативными эмоциями, ложью и
воображением, ложная личность не может существовать без отождествления. Вы
должны понять, что ложная личность -- это собрание всей лжи, черт и 'Я',
которые не могут быть полезными в каком-либо смысле или каким-либо образом
ни в жизни, ни в работе -- подобно негативным эмоциям.
'Является ли ложная личность всецело основанной на негативных эмоциях?'
Помимо негативных эмоций в ложной личности есть много других вещей.
Например, в ложной личности всегда есть плохие умственные привычки --
неправильное мышление. Ложная личность или части ложной личности всегда
основаны на неправильном мышлении. В то же самое время если бы вы убрали из
ложной личности негативные эмоции, она бы разрушилась, она бы не смогла
существовать без них.
'Начинаются ли все негативные эмоции из ложной личности?', -- спросил
кто-то еще.
Да, конечно. Как могло бы быть иначе? Ложная личность является, можно
сказать, специальным органом для негативных эмоций. Ложная личность
действует как центр для негативных эмоций.
'Как может человек обходиться с тщеславием ложной личности?'
Во-первых, вы должны знать все о се чертах, а затем, вы должны
правильно думать. Когда вы думаете правильно, вы найдете способы, как иметь
с ниш дело. Вы не должны оправдывать се, она живет на оправдании, даже
прославлении всех своих черт. Почти в каждый момент нашей жизни, даже в
спокойные моменты, мы всегда оправдываем ложную личность, считаем законной и
находим для нес всевозможные извинения. Это то, что подразумевается под
нсправиль-
50
П. Д. Успенский
ным мышлением. Поэтому, во-первых, вы должны знать ложную личность, а
затем вы должны знать какое место она занимает -- это первый шаг. И, как я
сказал, вы должны осознать, что все отождествление, все учитыванис, вся ложь
себе, все слабости, все противоречия, видимые и невидимые, -- все это есть
ложная личность. В добавок, все формы самоволия принадлежат ложной личности,
поэтому, рано или поздно, вы должны пожертвовать ими.
'Говорили ли вы, что все наши симпатии и неприязни находятся в ложной
личности?'
Большинство из них -- да. И даже те, которые не принадлежали ей
изначально, которые имеют реальные корни, все приходят через ложную
личность.
(Кто-то спросил, должен ли человек знать всю ложную личность для того,
чтобы с ней бороться, так как ему кажется, что человек может знать только
небольшую ее часть. Успенский ответил:)
Человек должен знать ее. Она подобна особой породе собак. Если вы не
знаете ее, вы не можете о ней говорить. Если вы видели ее, вы можете о ней
говорить. Увидеть только часть, как вы говорите, вполне достаточно. Каждая
маленькая часть имеет тот же самый цвет. Если вы однажды видели эту собаку,
вы всегда будете ее знать. Она лает особым образом, она гуляет особым
образом.
(Кто-то спросил, является ли Главная черта (т. е. главная черта ложной
личности) пищей для ложной личности. Успенский сказал:)
Главная черта -- это не пища. Главная черта и есть ложная личность.
Ложная личность в большинстве случаев основана на черте, которая входит во
все. Как-нибудь мы возьмем несколько примеров главной черты, и вы увидите,
что это в действительности то, что составляет ложную личность.
'Какой наилучший способ поиска главной черты?' -- спросил кто-то.
Просто смотрите на себя. Я не знаю, как объяснить это лучше. Возможно,
человек