Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

это делать.) на первых этапах

многие люди стартуют очень рьяно, но очень быстро устают и начинают

использовать слово 'Я' без разбора, не спрашивая себя какое 'Я', какая часть

'Я'. Наш главный враг -- слово 'Я', потому что у нас нет никакого права

использовать его в совершенно обычных обстоятельствах. Значительно позже,

после долгой работы мы можем начать думать об одной из групп 'Я' (то, что

может быть названо Помощник управляющего), которые развиваются из

магнетического центра, как о 'Я'. Но в обычных обстоятельствах, кода вы

слышите, как вы говорите 'я не люблю', вы должны спросить себя, какое из

ваших 'Я' не любит. Таким образом вы напоминаете себе о множественности,

которая содержится во всех нас. Если один раз вы забываете об этом, то будет

легче это забыть в следующий раз. В работе есть много хороших начинаний, но

затем они забываются, и люди начинают съезжать вниз, и все начинается тем,

что они становятся еще более механичными, чем были. 'Можем ли мы найти черты

путем наблюдения?'

Это очень маловероятно. Мы слишком много находимся в них, мы не имеем

достаточной перспективы, поэтому реальная работа, серьезная работа

начинается только с черты. Я не имею в виду, что это абсолютно необходимо

для каждого индивидуума, потому что имеются случаи, когда черты не могут

быть определены. Определение было бы настолько усложненным, что в нем бы не

было никакой практической ценности. В таком случае достаточно взять общее

разделение между 'Я' и 'Успенский'. Только нужно прийти к правильному

пониманию того, что есть 'Я' и что есть 'Успенский', иначе говоря, что есть

вы и что есть ложь. Недостаточно, например, отметить эту возможность

разделения, а затем сказать, что то, что вам нравится -- есть 'Я', а что вам

не нравится -- не есть 'Я'. Это длительная работа и невозможно сразу найти

правильное разделение, но дол-

53

Совесть: поиск истины

жны быть некоторые указания, которые вы можете найти, по поводу

методов, с которых нужно начинать. Например, предположим, вы формулируете

свою цель в связи с этой работой, говоря: 'Я хочу быть свободным', это очень

хорошее определение, но что необходимо? Во-первых, необходимо понять, что вы

не свободны, и если вы формулируете свое желание быть свободным, тогда вы

увидите в себе, какая часть в вас хочет быть свободной, и какая часть не

хочет этого.

(Кто-то спросил, является ли сам факт видения черты достаточным, чтобы

уменьшить ее и что человек должен поставить ее на место. Успенский сказал,

что видение не уменьшает ее, необходимо

работать против нее. Он продолжил:)

Во-первых, человек должен проверить ее прямой борьбой. Предположим,

человек обнаруживает, что он слишком много спорит, тогда он должен не

спорить, это все. Зачем что-то ставить на ее место? нет никакой нужды

что-либо ставить на ее место, кроме тишины.

(Госпожа М. говорила о бесполезной личности, которой она

наслаждалась, хотя знала, что она бесполезна. Успенский сказал:)

В таком случае вы можете усилить другие личности, противостоящие этой.

Предположим, что у вас есть определенная черта, с которой вы хотите

бороться. Тогда попытайтесь найти какие-нибудь другие черты, несовместимые с

ней, которые могут быть полезными. Если в вашем расположении сейчас вы не

можете найти ничего достаточно сильного, чтобы противопоставить ей тогда

поищите в вашей памяти. Полагаю, что вы найдете некую черту, несовместимую с

той, от которой вы хотите избавиться, и которая может быть полезной, тогда

поместите одну другой. Но может случиться, что даже в таком случае они могут

счастливо жить вместе. Одна может присутствовать вечером, другая -- угром, и

они могут никогда не встретиться.

Имеется только одна реальная опасность. Если в течение длительного

времени человек без достаточных усилий или не делал что-либо серьезно,

тогда, вместо того, чтобы стать одним, он становится разделенным на двое,

так, что все черты личности разделены на две группы -- одна часть полезна

для работы и помогает личной работе, а другая часть либо безразлична, либо

даже недружелюбна. Это реальная опасность, потому что, если эти две части

начинают формироваться, то безразличие одной портит результаты работы

другой. Поэтому необходимо бороться против этого очень быстро и очень

решительно, иначе это может