этот большой
прыжок состоит из многих маленьких прыжков. Статическая триада представляет
вас. Она показывает состояние вашего бытия, то, чем вы являетесь в данный
момент. Одна из точек -- тело и сущность -- всегда та же самая, но
взаимоотношение двух других точек изменяются. Если тело и сущность
нормальны, они беспристрастны и не принимают ту или иную
сторону[7], но если в них есть что-то неправильное, они принимают
сторону ложной личности.
В состоянии сомнения вспомните, что надо воспитать другие 'Я', которые
имеют определенные ценности. Это единственный способ победить сомнения. Для
того чтобы развиваться вы должны иметь некоторую способность к оценке.
Единственным практическим подходом будет подумать о различных сторонах себя
и найти стороны,
59
Совесть: поиск истины
которые могут работать и не могут. Некоторые люди имеют реальные
ценности, некоторые -- ложные и некоторые - вообще никаких ценностей.
Люди могут проводить свои жизни, изучая системы и слова систем и
никогда не прийти к реальным вещам. Три четверти или девять десятых нашего
знания в действительности не существует, оно существует только в
воображении.
Осознание сна это только одна вещь. Необходимо найти пути к
пробуждению, но перед этим вы должны осознать, что вы спите. Сравните сон и
бодрствование. Все идеи работы начинаются с идеи сна и возможности
пробуждения. Все другие идеи -- идеи жизни -- могут быть умными и тщательно
проработанными, но они являются идеями спящих людей, созданными для других
спящих людей. Сон -это результат многих вещей: разделения личностей,
различных 'Я', противоречий, отождествлений и т. д. Но самая первая вещь,
совершенно чистая, без какой-то теории, это осознание сна.
САМОВОЛИЕ
Подборка сказанного П. Д. Успенским главным образом о необходимости
подчинения самоволия как подготовки к росту воли
Ниже приведенный текст был составлен из ответов на вопросы, данных на
встречах, проводившихся П. Д. Успенским в Лондоне и Нью-Йорке между 1935 и
1944 гг.
Материал не был составлен в хронологическом порядке. Но было уделено
внимание тому, чтобы не исказить смысл слов Успенского, помещая рядом
ответы, данные из различных встреч. Также составители постарались не
вмешиваться в смысл ответов, слишком сокращая контекст, из которого они
взяты. По этой причины некоторые принципиальные идеи о борьбе с самоволием
повторяются в тексте несколько раз почти в тех же самых выражениях.
Глава 'Самоволие' предназначена для людей, знакомых с системой, которой
учил Успенский и с ее специальной терминологией.
СОДЕРЖАНИЕ
Изменение бытия
Необходимое условие
Понимание, работа над эмоциялш и волей
60
П. Д. Успенский
Откажитесь от воли, потому что у нас нет никакой воли
Моменты воли
Как думать о воле
Человек не может делать
Закон случая
Все случается
Изменение возможно только с помощью системы и правильных инструментов
'Делание ' начинается с неделания Мы должны начать с цели Самовоспоминание
бесполезно без цели Самоволие и своеволие -- это ложные замещения воли
Каждое 'Л' имеет свою собственную волю Воля -- это результат желаний
Противопоставление работы самоволию Как случаются вещи: причина и следствие,
судьба, воля Борьба должна быть поумеренной с использованием воли
Использование зачатков воли для ее роста Далекая цель Слабость и сила
Необходимость организованной работы Три линии работы в себе
Перед тем, как мы можем что-либо изменить, мы должны эмоционально
понять, что все случается и что мы должны работать за пределами сил
Мы не можем принимать решения, но если мы найдем, как делать регулярные
усилия и как правильно думать, мы начнем видеть себя...
Различие между волей обычных людей и волей, основанной на знании,
сознании и постоянном 'Я'
Установление и определение цели
Приближение цели
Что есть хорошая цель?
Цель должна быть практической и не слишком отдавленной
Мы должны знать, что мы хотим и хотеть в правильном
порядке
Первая цель -- видеть себя
Необходимо работать над бытием
Обучение контролю более одного центра
61
Совесть: поиск истины
Работа против самоволия с помощью воспоминания о работе