'Человек, -- говорил Успенский, -- не имеет никакой волн, а только
самоволие ('желание иметь свой собственный путь') и своеволие ('желание
делать что-нибудь просто потому, что мы не должны делать'). Оба исходят из
минутных приходящих желаний разных 'Я', из которых состоит человек. Истинная
воля присутствует лишь в сознательном человеке и является целью, которую
возможно достичь в школе четвертого пути. Самоволие и своеволие трудно
уничтожить, потому что они являются частью нашей иллюзии нашей нынешней
сознательности и способности 'делать'. На самом деле эта
63
Совесть: поиск истины
способность заключается в завершении чего-либо с помощью
первоначального намерения, а не с помощью механического, рефлекторного
ответа на внешние влияния.
Вопрос: Как может человек заставить себя помнить их?
Успенский: Представьте, что вы начинаете строить планы что-то сделать.
Только когда вы в действительности пытаетесь делать что-то не так, как это
случается, тогда вы осознаете, что абсолютно невозможно делать это
по-другому. Часть вопросов была о 'делании', как изменить это, разрушить
это, избежать этого и т. п. Но для того чтобы изменить даже одну маленькую
вещь, необходимо огромное усилие. До тех пор пока вы не пытаетесь, вы
никогда не сможете это осознать, вы ничего не можете изменить, кроме как
через систему. Это обычно забывается.
Все случается, люди ничего не могут делать. Со времени нашего рождения
и до времени нашей смерти вент случаются, случаются, случаются, а мы думаем,
что мы делаем. Это наше обычное нормальное состояние в жизни, и даже
малейшая возможность 'делать' иногда приходит только через работу, и сначала
только в себе, а не во внешнем мире. Даже в себе 'делание' часто начинается
с 'неделания'. Перед тем как вы сможете делать что-либо, что вы не можете
делать, вы должны не делать многие вещи, которые вы делали раньше.
Вопрос: Если иногда у человека выбор между двумя возможностями?
Успенский: Только в очень маленьких вопросах, и даже когда вы
замечаете, что события происходят определенным образом и решаете это
изменить, вы обнаружите, как ужасно неудобно что-либо менять. Поэтому вы
возвращаетесь назад к первоначальному варианту.
Вопрос: когда человек действительно начинает помнить, что он не может
'делать', ему будет нужно большое мужество. Придет ли оно с избавлением
ложной личности?
Успенский: Человек не приходит к этому пониманию просто так. Оно
приходит после некоторого времени работы над собой поэтому, когда человек
приходит к этому осознанию, у него позади имеется много других осознаний,
главным образом о том, что имеются способы изменения, если он применяет
нужный инструмент в нужном месте и в нужное время. У человека должны быть
эти инструменты, и они, опять же, делаются работой. Очень важно прийти к
этому осознанию. Без него человек не будет делать правильных вещей, он будет
оправдывать себя.
Вопрос: Я не понимаю, почему человек должен себя оправды
вать?
Успенский: Человек не хочет отказаться от идеи, что он мо-
64
П. Д. Успенский
жст 'делать', поэтому даже если он осознает, что вещи просто случаются,
он находит оправдание, такие как 'Это случайность, но завтра все будет
по-другому'. Вот почему мы не можем осознать эту идею. Все наши жизни мы
видим, как вещи случаются, но мы все еще объясняем их как случайности, как
исключения из правила, что мы можем 'делать'. Либо мы забываем, либо не
видим, или не уделяем достаточного внимания. Мы всегда думаем, что в каждый
момент мы можем начать. Это наш обычный способ думать об этом. Если вы
видите в своей жизни время, когда вы пытались что-то делать и потерпели
неудачу, это будет примером, потому что вы обнаружите, что вы объяснили свое
поражение случайностью, исключением. Если вещи повторяются, вы снова
думаете, что вы будете способны 'делать', и если вы видите это снова, вы
снова объясняете вашу неудачу просто случайностью. Очень полезно просмотреть
свою жизнь с этой точки зрения. Вы наметили одно, а случилось нечто другое.
Если вы действительно искренни, тогда вы увидите, но если нет -- вы убедите
себя, что то, что случилось, было в точности то, что вы хотели!
Успенский: вы должны начать с какой-то конкретной идеи. Попробуйте
найти, что