в действительности мешает вам быть активным в работе. Необходимо
быть активным в работе, человек ничего не сможет получить, если будет
пассивным.
Сейчас мы забыли начало, где и почему мы начали, и большую часть
времени мы никогда даже не думали о цели, а думали только о маленьких
деталях. Никакие детали не являются полезными без цели. Самовоспоминание
бесполезно без цели работы и первоначальной фундаментальной цели. Если
человек не помнит эти цели эмоционально, могут пройти годы, а он будет
оставаться в том же самом состоянии. Не достаточно давать образование уму,
необходимо образовывать волю. Вы должны понимать, чем является наша воля.
Временами у нас есть воля. Воля -- есть результирующее желание. В тот
момент, когда у нас есть сильное желание, у нас есть воля. В этот момент мы
должны изучать нашу волю и смотреть, что можно сделать. У нас нет никакой
воли, но самоволие и своеволие. Если человек понимает это, он должен быть
достаточно храбрым, чтобы отказаться от своей воли, чтобы уделить внимание
тому, что ему сказали. Вы должны следить за этими моментами, и вы не должны
их упускать. Я не имею в виду создавать их искусственно, хотя в доме
(организованном в соответствии с рабочими принципами) созданы специальные
возможности для того, чтобы отказаться от своей воли, поэтому, если вы
отказываетесь от своей воли, позднее вы сможете обладать своей собственной
волей. Но даже люди, не находящиеся в доме, если они следят за собой и если
они внимательны, могут поймать себя в такие моменты, и спросить себя, что им
следует делать. Каждый должен найти, чем является его ситуация.
3-1876
65
Совесть: поиск истины
Вопрос: как нам следует думать о нашей неспособности 'делать' в связи с
ответственностью?
Успенский: Вам даются определенные задачи и задания, которые нужно
делать, когда вы научитесь помнить себя, даже немного, вы обнаружите, что вы
в лучшем положении по отношению ко всему отношению ко всему остальному.
Вопрос: Выдвигает ли система какие-либо тезисы о силе воли кроме того,
что при использовании она растет, а без использования она исчезает.
Успенский: Система объясняет, что у вас есть много 'Я', и что каждое
имеет свою собственную волю. Вместо того, чтобы быть множеством, становитесь
одним, тогда у вас будет одна воля. Воля у обычного человека No1, 2 и 3
является лишь результирующим желанием. Определенные конфликтующие желания
или комбинации желаний заставляют вас действовать определенным образом. Это
все.
Вопрос: Является ли наблюдающее 'Я' зародышем Постоянного 'Я'?
Успенский: Наблюдающее 'Я' -- это зародыш Постоянного 'Я', но у него
нет никакой реальной воли. Оно не будет противостоять самоволию. Что может
быть противопоставлено самоволию? Имеются только две вещи, противостоянию
друг другу: работа и самоволие. Самоволие хочет говорить, например, а есть
правило -- не разговаривать. Отсюда следует борьба, и результат будет
соответствовать тому, кто из них победит.
Вопрос: Усилие -- это то, что вы называете борьбой, но, полагаю,
человек не осознает борьбы?
Успенский: Это означает, что это случается. Вещи могут проходить для
нас четырьмя способами -- случайно, посредством причин и следствия, по
судьбе и по воле. Борьба должна быть по воле, намерению. И вы должны
осознавать ваше намерение. Вы не можете делать усилие и не осознавать это.
воля была бы, если бы вы чего-то хотели, решили и действовали, и достигли
того, что вы хотели. Именно это важно.
Вопрос: Я думал, что я слышал, как было сказано, что если человек
изучает группы 'Я', он поймет, как группы 'Я' помогают друг другу.
Успенский: В данном случае важно волевое действие. Сначала нам было
сказано только о трех вещах -- воля, судьба и случай. Затем мы пришли к
заключению, что должен быть четвертый класс, соответствующий Карме. Но так
как это слово приобрело много неправильных ассоциаций из теософии, мы
использовали слова 'причина и следствие', подразумевая под ними нечто, что
случается в жизни и относится только к человеку, потому что, с другой точки
зрения, весь мир основан на причине и следствии.
66
П. Д. Успенский
Вопрос: Из четырех категорий, воля не часто используется, не так ли?
Успенский: Волю следует использовать. Мы никогда не готовы к работе, но
мы