для того, чтобы преодолеть одно и
приобрести другое. Читатель, оказавшийся смущенным конфликтующими
стремлениями и методами многих сегодняшних культов и философий обнаружит
желанную ясность целей Успенского, как это выражено в Поверхностной
личности: 'Цель этой системы -- привести человека к сознанию'. Читатель
приобретет максимум от чтения этих пяти коротких работ Успенского, а не от
чтения о них. Тем не менее немного коротких объяснений.
Память. Выдержки из написанного и сказанного П. Д. Успенским о памяти,
самовоспоминании и возвращении.
Подобно другим работам в этом томе, 'Память' частным образом была
напечатана в Стоун Пресс в Кейп Тауне, Южная Африка в 1953 году. Первые
четыре раздела могут быть найдены в несколько отличной форме от книги
'Психология Возможной эволюции человека'. Пятый раздел составлен из цитат
'Поисков чудесного', разделы шесть и семь были воспроизведены на основе
записей некоторых встреч Успенского в Лондоне и Ныо-Иорке.
Главной темой 'Памяти' является тот факт, что в реальности мы помним
очень мало из нашей жизни, и что это происходит из-за того, мы помним лишь
моменты сознания. Сознание по Успенскому было не просто противоположностью
сну и бессознательности. Сознание -- это осознанность самого себя,
самовоспоминание. Успенский затем обсуждает, как мы можем приобрести
истинное самосозна-
9
Совесть: поиск истины
ние и с ним полную память и постигнуть целостность бытия (как
противоположность просто существованию в механическом состоянии).
Поверхностная личность. Изучение воображаемого чело-
века.
Эта книга, опубликованная в 1954 году, составлена целиком из встречах с
1930 по 1944 гг. 'Поверхностная личность' построена вокруг угверждения
Успенского, что 'главная черта нашего бытия состоит в том, что мы являемся
не одним, а множеством'. Из-за того, что человек полностью не осознает себя,
он также не осознает множество противоречивых желаний, вер, эмоции и
предубеждений, которые перекатывают его от одного места к другому. У него
нет никакого 'центра тяжести', и, испытывая в нем недостаток, он не способен
поддерживать фиксированную цель в течение какого-либо отрезка времени. Хотя
он может верить, что он сам определяет направление собственной жизни,
человек, в действительности, бросается из одного желания в другое набором
внешних влияний. Человек может преодолеть это состояние, только осознавая
свои множественные 'Я', останавливая выражение негативных эмоций,
отождествление, ложь и другие элементы 'ложной личности'.
Самоволие. Подборка сказанного П. Д. Успенским главным образом о
необходимости подчинения самоволия как о подготовке для роста воли.
Двести копий этой книги были напечатаны в Кейп Таунс в 1955 году, текст
был напечатан на основе ответов и вопросов во время встреч, проводившихся П.
Д. Успенским в Лондоне и Нью-Йорке в 1935 -- 1947 гг. 'Человек, -- говорил
Успенский, -- не имеет никакой воли, а только самоволие ('желание иметь свой
собственный путь') и своеволие ('желание делать что-нибудь просто потому,
что мы не должны делать'). Оба исходят из минутных приходящих желаний разных
'Я', из которых состоит человек. Истинная воля присутствует лишь в
сознательном человеке и является целью, которую возможно достичь в школе
четвертого пути. Самоволие и своеволие трудно уничтожить, потому что они
являются частью нашей иллюзии нашей нынешней сознательности и способности
'делать'. На самом деле эта способность заключается в завершении чего-либо с
помощью первоначального намерения, а не с помощью механического,
рефлекторного ответа на внешние влияния.
10
П. Д. Успенский
Негативные эмоции. Синтез сказанного и написанного П. Д. Успенским по
поводу негативных эмоций.
Эта работа, первоначально изданная в 1953 году, была взята из
неопубликованных высказываний и записей П. Д. Успенского, за исключением
некоторых определений и терминов, которые были заимствованы из
'Психологических лекций', опубликованных частичным образом в 1934-1940 гг.
'Негативные эмоции' -- это эмоции насилия или депрессии. Успенский
утверждал, что такие эмоции бесполезны и разрушительны, и, несмотря на наши
протесты, они возникают не из внешних провокаций, а наоборот, из нас самих.
Однако