опасны и насколько важна необходимость борьбы с ними. Но мы находим для них
слишком много оправдании и плаваем в море самосожалепия и самости, как в
случае, когда мы находим вину во всем, кроме самих себя.
Перед тем, как говорить дальше о негативных эмоциях, необходимо очень
коротко резюмировать фундаментальную идею, на которой основано наше изучение
человека. Человек, такой, как мы его знаем, является незавершенным
существом, природа развивает его только до определенной точки и затем
оставляет его либо для развития собственными усилиями или средствами, либо,
для того, чтобы жить и умереть таким, каким он родился. Человек приписывает
себе многие силы, способности и качества, которыми он не обладает, и
которыми он никогда не будет обладать, если он не сможет стать завершенным
существом. Человек не осознает, что в действительности он является машиной,
у которой нет независимых движений, которая приводится в движение внешними
влияниями. Наиболее важным качеством, которое человек приписывает себе, но
не обладает им является сознание. Под сознанием мы подразумеваем
определенный вид осознанности в человеке, осознанности в себе, в том, что он
есть, что он чувствует или думает, или где он находится в этот момент. Вы
должны помнить, что человек не одинаково сознателен все время, и что в
соответствии с тем путем, каким мы изучаем человека, мы считаем, что он
может пребывать в четырех состояниях сознания. Ими являются: сон,
пробужденное состояние, или относительное сознание, или самосознание, и
четвертое состояние сознания, или объективное сознание.
Но в обычной жизни человек ничего не знает об объективном сознании и в
этом направлении невозможны никакие эксперименты. Фактически, человек живет
только в двух состояниях: одна часть его жизни проходит во сие, а другая
часть в том, что называется про
82
П. Д. Успенский
буждснным состоянием, хотя в действительности оно очень немногим
отличается от сна. Поэтому, когда мы говорим о сознании, мы подразумеваем
сознание большее, чем в нашем обычном бодрствующем состоянии. У нас нет
никакого контроля над этим состоянием, но у нас есть определенный контроль
над тем, как мы думаем об этом, и мы можем построить наше мышление таким
образом, чтобы привнести сознание. Придавая нашим мыслям то направление,
которое бы они имели в момент сознания, мы можем пробудит сознание. Эту
практику мы называем самовоспоминанием. В дальнейшем в отношении изучения
человека мы говорим о необходимости понять четыре главных функции
человеческой машины -- интеллектуальную, эмоциональную, двигательную,
инстинктивную -- и попытаться наблюдать различия в качестве их проявлений в
каждом из трех состояний сознания. Все четыре функции могут проявлять себя
во сне, но их проявления бессвязны и ненадежны, они никак не могут быть
использованы, они просто происходят сами по себе. В состоянии относительного
сознания, или пробужденного состояния, они могут до определенного предела
служить для нашей ориентации. Их результаты можно сравнить, проверить,
исправить и, хотя они могут создать множество иллюзий, все же, в нашем
обычном состоянии у нас нет ничего другого, и мы должны делать с их помощью,
что мы можем. Если бы мы знали количество неправильных наблюдений, теорий,
неправильных заключений и выводов, сделанных в этом состоянии, мы бы вообще
перестали себе верить. Но люди не осознают, насколько могут быть обманчивыми
их наблюдения и теории. Они продолжают в них верить. Именно это удерживает
человека от наблюдения тех редких моментов, когда его функции проявляют себя
в связи с проблеском третьего состояния сознания, или самосознания.
Наблюдение функций -- это длительная работа. Необходимо найти много примеров
для каждой. В процессе обучения мы начинаем видеть, что мы не можем
подходить ко всему с одинаковым отношением, что мы не можем наблюдать себя
беспристрастно. Неизбежно мы видим, что некоторые функции правильны, а
другие -- нежелательны, с точки зрения нашей цели. И у нас должна быть цель,
иначе никакое изучение не сможет дать никакого результата. Если мы осознаем,
что мы спим, то целью будет -- пробудиться. Если мы осознаем, что мы машины,
то целью будет -- перестать быть машинами. Если мы хотим быть более
сознательными, мы должны изучать то, что мешает