Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

себя в худшем

положении, чем раньше. Это уже несколько раз случалось с людьми, которые

хотели придерживаться своих негативных эмоций. Были моменты, когда они

осознавали опасность своих негативных эмоций, но они не смогли сделать

достаточных усилий в течение этих моментов, и негативные эмоции становились

сильнее. Уже объяснялось, что правильное отношение к негативным эмоциям

разрушает большую их часть. Нам важно научиться культивировать это отношение

с самого начала, если мы хотим избежать порчи результатов нашей работы.

88

П. Д. Успенский

Правильное отношение к предмету[7] является результатом

правильного размышления об этом определенном предмете. Например, многие люди

живут только на возражениях, они считают себя умными только тогда, когда

находят к чему-нибудь возражения. А когда они не находят никакого

возражения, они не чувствуют себя ни работающими, ни чувствующими -- ничем.

Кроме того, почти все наши личные негативные эмоции основаны на обвинении и

допущении, что виноват кто-то другой. Если с помощью постоянного размышления

мы осознаем, что никто другой не может быть виновен перед нами, и что мы

являемся причиной всего, что с нами происходит, то наше отношение к этим

эмоциям обвинения начнет изменяться. В конечном итоге это правильное

мышление, это создание правильного отношения или точки зрения может стать

постоянным процессом, и тогда негативные эмоции станут появляться только

лишь случайно. Именно благодаря постоянству этот процесс правильного

мышления имеет власть над негативными эмоциями, он задерживает их с самого

начала. Мы учимся отказываться от некоторых точек зрения и принимать другие

точки зрения. С одной точки зрения мы настолько механичны, что ничего не

можем делать, в то же время, с другой точки зрения, в нас есть что-то, что

мы можем начать делать. У нас есть определенные возможности, которые мы не

используем. Это правда, что вы ничего не можете сделать, в том смысле, что

вы не можете изменить то, что вы чувствуете в данный момент. Но вы можете

заставить себя думать о предмете в данный момент. Это начало. Вы должны

знать, что является возможным и начинать с этого, потому что возможность

делать нечто, вместо того, чтобы позволять этому случиться, будет быстро

увеличиваться. Вы можете заставить себя думать о предмете определенным

образом и, когда необходимо, вы можете заставить себя не думать.

Вы не осознаете, какая огромная сила лежит в мышлении. Это не

подразумевает философского объяснения силы. Сила находится в факте, что если

вы всегда думаете правильно о чем-то, вы можете сделать эту[7]

мысль постоянной, и она вырастет в постоянное отношение. Если вы

обнаруживаете в себе склонность к некоторому неправильному эмоциональному

проявлению, вы ничего не можете сделать с этим в данный момент,

потому[7] что вы воспитали в себе способность к такого рода

реакции с помощью неправильного мышления, но после некоторого времени

правильного мышления вы сможете воспитать в себе способность к другой

реакции. Только нужно понять этот метод и это понимание должно быть

достаточно глубоким. Вы можете применить этот метод ко многим различным

вещам. Это действительно то, что вы можете делать. Вы не можете делать

ничего другого. Нет никакого другого прямого способа борьбы с отрицательными

проявлениями, потому что вы не можете их поймать, и нет ника-

89

Совесть: поиск истины

кого способа их предотвратить, кроме как быть подготовленными к ним

заранее. Преходящее осознание их неправильности не поможет, оно должно быть

очень глубоким, иначе снова у вас будет такой же трудный процесс подготовки

почвы для другого проявления. Вы должны осознать, как много вы теряете с

этими спонтанными проявлениями негативного характера. Они делают невозможным

столь много из того, что вы желаете, и вы теряете как раз то, что хотите

приобрести.

Для того, чтобы иметь правильное отношение к эмоциям, мы должны

научиться думать по-другому и иметь более 'длинные' мысли. Каждая из наших

мыслей слишком коротка. До тех пор, пока у нас не будет собственного опыта

из своих собственных наблюдений о разнице между длинными и короткими

мыслями, эта идея ничего не будет значить для вас.

До тех пор пока мы позволяем нашему мышлению всецело