Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

ваша оценка работы, и как много

вы с этим упустили. Попытайтесь увидеть, насколько вы были глупы, выражая

негативные мнения людям, которые могли бы вам помочь, многие из которых уже

исчезли. Попытайтесь увидеть себя таким, какой вы есть в действительности. И

не позволяйте себе отдыхать, не утешайте себя ложными надеждами и ожиданиями

чудес или решениями действовать по-другому завтра.

Подумайте о жизни вообще, о массе слепых и спящих людей без какого-либо

шанса стать чем-то еще в мире. Подумайте о себе, осознайте, как много было у

вас возможностей, и как много вы уже упустили и продолжаете ежедневно

терять.

Подумайте о смерти. Вы не знаете, сколько времени вам осталось. И

помните, что вы не станете другим, все повторится снова, все глупые промахи,

все глупые ошибки, все потери времени и возможностей -- все будет повторено

за исключением шанса, который у вас

98

П. Д. Успенский

есть в это время, потому что шанс никогда не приходит в той же самой

форме.

В следующий раз вам придется искать свой шанс. И для того, чтобы это

сделать, вам придется помнить многие вещи, а как вы будете помнить тогда,

если вы не помните сейчас? Попытайтесь понять работу над волей. Вы начинаете

се, работая над умом и сознанием, работа над эмоциями усиливает еще больше

волю и подготавливает вас к дальнейшим усилиям. Но настоящая работа над

волей начинается с попыток понять самоволие и после обнаружения примеров его

проявления в своих действиях. В этом месте приходит необходимость большой

искренности с самим собой и необходимость быть готовым сказать мне о своих

проявлениях самоволия.

Для того, чтобы лучше понять разницу между волей и самоволием,

научитесь различать между механичным и сознательным. Самоволие всегда

механично, воля всегда сознательна. Вы должны понять, что даже на обычном

уровне есть большая разница между механичным и сознательным. В жизни эта

разница связана с различием между важным и неважным, но в жизни различие

между важным и неважным варьирует для разных людей и изменяется со сменой

обстоятельств. Для людей в школах 'важное' всегда связано с работой.

Если вы считаете себя связанным со школьной работой или желаете быть в

ней, но колеблетесь в отношении жизненных дел и не знаете, какой выбрать

путь, то вы всегда сможете найти более важное для вас, рассматривая вопрос с

этой точки зрения. 'Важное' всегда одним или многими способами связано с

работой и не может противоречить принципам и методам работы. Механические

решения и действия всегда противоречат методам работы и наносят вред вашей

работе и вашему положению в работе.

Если вы сами не можете решить, что более важно, и какой выбрать путь,

-- вы должны спросить меня.

Если вы серьезны в работе и хотите в ней быть, вы не должны принимать

никакого решения, которое может воздействовать на вашу жизнь, не спросив

сначала моего мнения. Ваши собственные решения в серьезных случаях

обязательно будут основаны на самоволии.

Но вы не можете спрашивать моего мнения или решения, когда вы уже

приняли свое собственное решение и уже начали действовать на его основе,

потому что это означает самоволие в действии, и в таком случае слишком

поздно меня спрашивать. Вопросы о моем мнении и решении, когда ваше

собственное решение уже принято, являются настоящими проявлениями

неискренности с самим собой и попытками обмануть меня ложными отговорками.

Попытайтесь осознать, что механические действия и механические решения

всегда основаны на интересах вне работы (даже если

4- 99

Совесть: поиск истины

вы убеждаете себя, что результат будет полезным для работы), на

заинтересованности в удовольствии, в удобстве, комфорте, или они являются

результатом негативных эмоций и воображения. Попытайтесь понять, что, если

вы в работе и желаете быть в работе, наиболее механическое проявление -- это

ложь мне или сокрытие истины от

меня.

Требование полной правды не относится к людям, только начинающим

работать со мной. Они должны проделать длительную предварительную работу над

умом и сознанием до того, как полная правда станет необходимой и

обязательной. Но когда они осознают необходимость личной помощи, и когда я

обнаружу, что они готовы и я могу им помочь, тогда принцип полной правды

становится обязательным. И