ваша оценка работы, и как много
вы с этим упустили. Попытайтесь увидеть, насколько вы были глупы, выражая
негативные мнения людям, которые могли бы вам помочь, многие из которых уже
исчезли. Попытайтесь увидеть себя таким, какой вы есть в действительности. И
не позволяйте себе отдыхать, не утешайте себя ложными надеждами и ожиданиями
чудес или решениями действовать по-другому завтра.
Подумайте о жизни вообще, о массе слепых и спящих людей без какого-либо
шанса стать чем-то еще в мире. Подумайте о себе, осознайте, как много было у
вас возможностей, и как много вы уже упустили и продолжаете ежедневно
терять.
Подумайте о смерти. Вы не знаете, сколько времени вам осталось. И
помните, что вы не станете другим, все повторится снова, все глупые промахи,
все глупые ошибки, все потери времени и возможностей -- все будет повторено
за исключением шанса, который у вас
98
П. Д. Успенский
есть в это время, потому что шанс никогда не приходит в той же самой
форме.
В следующий раз вам придется искать свой шанс. И для того, чтобы это
сделать, вам придется помнить многие вещи, а как вы будете помнить тогда,
если вы не помните сейчас? Попытайтесь понять работу над волей. Вы начинаете
се, работая над умом и сознанием, работа над эмоциями усиливает еще больше
волю и подготавливает вас к дальнейшим усилиям. Но настоящая работа над
волей начинается с попыток понять самоволие и после обнаружения примеров его
проявления в своих действиях. В этом месте приходит необходимость большой
искренности с самим собой и необходимость быть готовым сказать мне о своих
проявлениях самоволия.
Для того, чтобы лучше понять разницу между волей и самоволием,
научитесь различать между механичным и сознательным. Самоволие всегда
механично, воля всегда сознательна. Вы должны понять, что даже на обычном
уровне есть большая разница между механичным и сознательным. В жизни эта
разница связана с различием между важным и неважным, но в жизни различие
между важным и неважным варьирует для разных людей и изменяется со сменой
обстоятельств. Для людей в школах 'важное' всегда связано с работой.
Если вы считаете себя связанным со школьной работой или желаете быть в
ней, но колеблетесь в отношении жизненных дел и не знаете, какой выбрать
путь, то вы всегда сможете найти более важное для вас, рассматривая вопрос с
этой точки зрения. 'Важное' всегда одним или многими способами связано с
работой и не может противоречить принципам и методам работы. Механические
решения и действия всегда противоречат методам работы и наносят вред вашей
работе и вашему положению в работе.
Если вы сами не можете решить, что более важно, и какой выбрать путь,
-- вы должны спросить меня.
Если вы серьезны в работе и хотите в ней быть, вы не должны принимать
никакого решения, которое может воздействовать на вашу жизнь, не спросив
сначала моего мнения. Ваши собственные решения в серьезных случаях
обязательно будут основаны на самоволии.
Но вы не можете спрашивать моего мнения или решения, когда вы уже
приняли свое собственное решение и уже начали действовать на его основе,
потому что это означает самоволие в действии, и в таком случае слишком
поздно меня спрашивать. Вопросы о моем мнении и решении, когда ваше
собственное решение уже принято, являются настоящими проявлениями
неискренности с самим собой и попытками обмануть меня ложными отговорками.
Попытайтесь осознать, что механические действия и механические решения
всегда основаны на интересах вне работы (даже если
4- 99
Совесть: поиск истины
вы убеждаете себя, что результат будет полезным для работы), на
заинтересованности в удовольствии, в удобстве, комфорте, или они являются
результатом негативных эмоций и воображения. Попытайтесь понять, что, если
вы в работе и желаете быть в работе, наиболее механическое проявление -- это
ложь мне или сокрытие истины от
меня.
Требование полной правды не относится к людям, только начинающим
работать со мной. Они должны проделать длительную предварительную работу над
умом и сознанием до того, как полная правда станет необходимой и
обязательной. Но когда они осознают необходимость личной помощи, и когда я
обнаружу, что они готовы и я могу им помочь, тогда принцип полной правды
становится обязательным. И