он является, конечно же, обязательным для всех
людей, которые были в работе пять лет, а также для некоторых, кто был
гораздо меньше, но уже сформулировал свою цель. Помните, что ваша главная
работа должна быть над самоволием. Человек начинает отказываться от
самоволия через принятие правил, но человек должен быть искренен в этом.
Позднее он должен отказаться от своего самоволия во всех серьезных делах и
принять другую личную волю, в данном случае мою. Только делая это и делая
это с полным пониманием необходимости этого, человек начнет постепенно
приобретать свою собственную волю. В действительности само действие по
отказу от самоволия и есть первое действие, первое проявление настоящей
воли. Четыре линии работы над собой могут обозначить как интеллектуальную
работу -- подготовка, работу над сознанием -- цель, работу над эмоциями --
средство, энергия, работу над волей -- контроль и также энергия.
Что такое школа?
Вопрос: Что такое школа?
Успенский: Школа -- это организация, созданная для передачи
ограниченному[7] числу подготовленных людей знания, приходящего
от высшего разума. Наиболее существенным в школе является знание, которое
приходит от высшего разума. Это означает, что школы не могут формироваться
произвольно без участия людей, которые приобрели знания в школах. Другим
очень важным фактором является отбор, проводимый школой, т. е. отбор
студентов. Допускаются в школу только люди с определенной подготовкой и
определенным уровнем понимания. Школа не может быть открыта для многих.
Школа -- это всегда закрытый крут с инструктором в центре.
Школы могут быть очень различных уровней в зависимости от подготовки и
уровня бытия студентов. Чем выше уровень школы, тем большие требования
предъявляются студентам.
100
П. Д. Успенский
Вопрос: Почему необходимы школы?
Успенский: Перед тем, как говорить почему необходимы школы, нужно
осознать, для кого они необходимы, потому что школы совершенно не нужны для
огромного большинства людей. Школы нужны для тех людей, которые уже осознали
неадекватность знания, собранного обычным умом и которые чувствуют, что сами
по себе, собственными силами они не могут ни разрешить окружающие их
проблемы, ни найти правильный путь. Только такие люди способны преодолеть
трудности, связанные со школьной работой и только для них необходимы школы.
Для того, чтобы понять почему необходимы школы, нужно осознать, что знание,
приходящее от людей высшего разума можно одновременно передать только очень
ограниченному числу людей с необходимым соблюдением всех серий определенных
условий, которые должны быть хорошо известны инструктору школы и без которых
знания нельзя правильно передать. Существование этих условий н невозможность
ничего сделать без них объясняет необходимость организации. Передача знаний
требует усилия как со стороны, которая получает, так и от стороны, которая
даст его. Организация содействует этим усилиям или делает их возможными. Эти
условия не могут появиться сами по себе. Школа может быть основана в
соответствии с определенным планом, разработанным и известным задолго до
этого. В школах не может быть ничего произвольного и импровизированного. Но
школы могут быть различных типов, соответствующим различным путям. О
различных путях мы поговорим позднее.
Вопрос: Можно ли объяснить, в чем состоят эти условия? Успенский: Эти
условия связаны с определенным свойством человеческой природы, а именно с
тем, что у человека есть две стороны, которые в общей эволюции человека
должны развиваться одновременно и параллельно: знание и бытие. Люди знают
или думают, будто знают, что есть знание, и они понимают до определенной
степени его относительность, но они не знают, что такое бытие и не понимают
относительность бытия и того факта, что знание зависит от бытия. Между тем,
развитие знания без соответствующего развития бытия или развитие бытия без
соответствующего развития знания дает неправильные результаты. Школы
необходимы для того, чтобы избежать такого одностороннего развития и
связанных с ним нежелательных результатов. Условия школьного обучения
таковы, что с самых первых шагов работа развивается одновременно по двум
линиям, но линии знания и по линии бытия. С первых дней в школе человек
начинает изучать механичность