полностью
механической, т. е. независимой от чьей-то воли. Если это религиозный
человек, то он верит в будущую жизнь и в то, что его ведут ради его
собственного благополучия высшие силы, с которыми он общается посредством
молитвы. Если он знаком с теософией, он верит в закон Кармы и в
перевоплощения, он считает, что имеет астральное тело, ментальное тело и
казуальное тело, и что путем неизбежной эволюции он достигнет очень высокой
ступени, если не на Земле, то на какой-нибудь планете. Если он уже понял
неадекватность и иллюзорность природы научных, религиозных и теософских идей
и осознает необходимость внутреннего изменения в человеке, то он не осознает
трудности этого, он не осознает необходимости длительных и систематических
усилий, которые невозможны без знания методов и без точного и детального
знания человеческой машины. Ему кажется, что то, что может прийти -- должно
прийти. Но в действительности, ничего не приходит само по себе. Человек
должен сначала освободить себя от иллюзий, а затем работать, чтобы
приобрести другое бытие. Эта работа требует длительных и систематических
усилий и знания.
Вопрос: В чем разница между школой, о которой вы говорите
103
Совесть: поиск истины
и 'эзотерической' школой в Теософском Обществе? Мне кажется, что в
основе обеих лежит одна и та же идея.
Успенский: Принципиальная разница между школой, о которой я говорю и
'эзотерической' школой в том, что 'эзотерическая' школа является, можно
сказать, надстройкой или верхним этажом всей теософии. Для того, чтобы
попасть в 'эзотерическую' школу человек должен принять и все остальное. А в
теософской системе есть очень много наивного, нелогичного, противоречивого и
невозможного.
Вопрос: Какова разница между 'мастерами' и существами
высшего разума?
Успенский: 'Мастера' в теософии связаны с определенной
легендой, начинающейся с Блаватской. Принимая мастеров, вы должны
принять всю легенду. Между тем, в этой легенде есть очень много
неприемлемого и невозможного. Люди высшего разума не связаны с какой-либо
легендой. Человек, такой, каким мы его знаем, не является высшим возможным
проявлением его природы и не является завершенным существом, а представляет
собой определенную фазу своей возможной трансформации. Считается, что эта
трансформация возможна в течение одной жизни, т. е. считается, что человек,
рожденный в одной фазе, может в течение одной жизни перейти в другую. Если
мы возьмем в качестве примера бабочку, то человек будет приблизительно
соответствовать гусенице. И огромное число людей умирает 'гусеницами'. Но
среди массы гусениц постоянно появляется маленький процент
трансформирующихся существ. Этими эволюционирующими существами для нас
являются люди высшего разума. Мы можем узнать о их существовании по тем
следам, которые они оставили в истории, главным образом в искусстве и
религиях. Обладая более совершенным, чем обычные люди умом, они обладают
большими знаниями. Школы, о которых я говорю, имеют цель привести обычных
людей, почувствовавших или осознавших необходимость побега из нынешнего
состояния, ближе к идеям, исходящим от людей высшего разума, потому что эти
идеи сами по себе могут помочь их трасформацни, т. е. переходу на новый
уровень бытия.
Вопрос: Вы думаете, что такие существа, как Будда и Христос
обладали школьным знанием?
Успенский: Я не могу ответить на вопрос о Христе и о Будде, потомл' что
сначала надо установить, что мы принимаем и что -- не принимаем из легенд,
связанных с ними. Но если Христос действительно существовал, тогда, без
сомнения, он учил своих учеников школьной науке. Евангелия полны ссылок на
школьную систему и на школьное знание.
Вопрос: Идея посвящения в 'эзотерическую школу' основана на выборе и
оценке тех людей, которые лучше знают и, похоже,
104
П. Д. Успенский
это также и ваша идея ('некоторое количество подготовленных людей').
Успенский: Для идеи посвящения, зависящего от кого-то еще, нет никакого
места в этой системе. Существует только самопосвя-щсние, т. с. внутренний
рост. Только знание можно получить от кого-нибудь еще и нельзя получить
каким-либо другим способом. Подготовка означает нечто совершенно иное. В
своем первом значении -- это просто интеллектуальная