момента находится вне досягаемости наших умов
Только человек No5 может вернуться таким, какой он есть
Тенденция и привычка
Проблемы времени требуют математического мышления
Память о возвращении нуждается в шести измерениях
Объяснение измерений
Время и вечность
Для того, чтобы иметь память, нужно помнить себя
Случайное самовоспоминание
Идея возвращения является полезной, но не обязательной в этой системе
Первые усилия по самовоспоминанию
Сознание собственной функции
Использование перекрестков и возвращения
Возможность момента и память
Продолжительность усилия
13
Совесть: поиск истины
Самовоспоминание па Гаре-де-Норд
Знание и бытие
Постоянный центр тяжести
Бессмертие и подмять
Различные виды памяти
Порча памяти
Приготовление к возвращению
Триады и возвращение
Возвращение и время
Материал для понимания
Эффект возвращения зависит от способностей
1
В большинстве случаев в обыденном языке слово 'сознание' используется
как эквивалент слова 'разум' (в смысле умственной активности) или в качестве
его альтернативы. В действительности, сознание -- это особый вид
осведомленности в человеке, осведомленности по отношению к самому себе, кто
он есть, что он чувствует или думает или где он находится в данный момент.
В соответствии с системой, которую мы изучаем, у человека есть
возможность пребывать в четырех состояниях сознания. Ими являются: сон,
состояние пробуждения (бодрствование), самосознание и объективное сознание.
Но хотя человек может пребывать в каждом из этих четырех состояний сознания,
в реальности он живет только в двух состояниях: одна часть его жизни
проходит во сне, а другая -- в том, что называется состоянием пробуждения
(бодрствованием), хотя на самом деле оно не многим отличается ото сна.
В отношении к нашей обычной памяти или моментов воспоминания, мы, в
действительности, помним только моменты сознания, хотя не видим этого.
Что я вкладываю в понятие память, я объясню позже. Сейчас я просто хочу
обратить ваше внимание на ваши собственные наблюдения памяти. Вы, вероятно,
заметите, что помните вещи по-разному: некоторые вещи вы помните достаточно
живо, некоторые -- очень смутно, и некоторые вы не помните совсем. Вы только
знаете, что они произошли.
Это, например, означает, что если вы знаете, что какое-то время назад
вы ходили в определенное место поговорить с кем-то, вы можете вспомнить две
или три вещи, связанные с разговором с этим человеком, но совсем не можете
вспомнить, как вышли туда или как возвращались.
14
П. Д. Успенский
Если вас затем спросить, помните ли вы, как шли туда и как
возвращались, то вы скажете, что отчетливо помните это, хотя на самом деле
вы только и знаете, куда вы шли, но не помните этого, за исключением,
возможно, двух или трех вспышек.
Вы будете изумлены, когда осознаете, как мало вы в действительности
помните. И это происходит потому, что вы помните только те моменты, когда вы
были в сознании. Вы поймете лучше, что я имею в виду, если попробуете
перенестись в раннее детство или, во всяком случае, к чему-либо, что
случилось много лет назад. Тогда вы поймете, как мало на самом деле помните,
и как есть того, что вы просто знаете или слышали, что это произошло.
Поэтому в отношении третьего состояния сознания мы можем сказать, что
человек время от времени имеет мгновения самосознания, но он не может ими
управлять. Они приходят и уходят сами по себе, поскольку управляются
внешними обстоятельствами и случайными ассоциациями или эмоциями. Возникает
вопрос: возможно ли приобрести контроль над этими мимолетными мгновениями
сознания, вызывать их чаще и сохранять их дольше или даже сделать их
постоянными?
2
Первое или низшее состояние -- это сон. ...Человек окружен
сновидениями. Чисто субъективные картины -- отражения прошлых событий, либо
отражения смутных восприятий настоящего момента -- таких, как звуки, которые
слышит спящий, ощущения, идущие от тела, слабые боли, ощущение напряжения --
проносятся через ум, оставляя очень слабые следы в памяти, или часто не
оставляя никаких следов.
Второй уровень сознания приходит, когда человек просыпается. Это второе
состояние -- то, в котором мы сейчас