Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

и эмоциональная

подготовка, дающая человеку возможность понимания и оценки новых идей.

Необходимость подготовки подчеркивается только для того, чтобы показать, что

идеи системы не могут быть даны каждому без различия. О более полном

значении подготовки я поговорю позднее.

Вопрос: Имеется множество людей, заявляющих, что принадлежат школе и

обладают специальным знанием. Все они говорят то же, что и вы. Где мы можем

найти критерий, чтобы распознать, кто прав? Примеры некоторых из этих людей

похоже больше опроверга ют их знание, чем подтверждают его.

Успенский: Конечно же, помимо настоящих школ, существует множество

ложных школ. Главная опасность исходит из школ, обладающих очень малым

количеством знания и очень большим количеством фантазии, таких как

теософская, антропософская, мартинисте -кая и тому подобные. При первом

знакомстве со школой трудно указать на точный критерий для различения,

потому что такой критерий зависит от глубины и качества подготовки. Лично

для меня первым доказательством правильности этой школы было точное, не

вызывающее сомнений, знание по психологии, превосходящее все, что я где-либо

ранее слышал и делающее психологию точной и практической наукой. Для меня

это был неопровержимый факт, и у меня была специальная подготовка для того,

чтобы я мог судить об этом. Школы могут быть очень различных уровней.

Подготовительные школы четвертого пути можно разделить на две

категории. К первой категории принадлежат школы, где инструктор признает

превосходство своего собственного бытия над бытием учеников и посредством

этого обещает студенту помощь, основанную на силах, которые превосходят силы

обычного человека. Ко второй категории относятся школы, где инструктор

признает превосходство только своего знания.

Школы первой категории, т. е. школы, где инструктор признает

превосходство своего бытия и обладания силами, которых нет у обычного

человека, несоизмеримо более трудны. В них возможно находиться, только лишь

постоянно помня принципы работы, полностью покоряясь инструктору и строго

выполняя правила. Малейшее отклонение от принципов, от подчинения

инструктору и от выпол-

105

Совесть: поиск истины

нения правил делает невозможность продолжения обучения в такой школе.

В школах второй категории инструктор может простить многие недостатки

конкретных учеников, даже если они задерживают их работу, но до тех пор,

пока это не наносит вреда общей работе школы.

Облегчение трудностей работы, уменьшение требований или уступки со

стороны инструктора никогда не являются привилегией или преимуществом для

учеников, наоборот, это всегда указывает лишь на провал их работы и на

потерю собственного места в работе.

Привилегией является только увеличение и усиление требования.

Место в работе предопределяется подготовкой, старшинством, усилиями,

способностями, доверием к инструктору и пониманием цены работы.

Ученик может начать без полного понимания значения идей, приходящих от

высшего разума и целей школьной работы. Но после определенного времени от

него потребуется правильная оценка и понимание. И без этой оценки и

понимания он не сможет продолжать.

Появление недоверия к инструктору и особенно выражение такого недоверия

по отношению к знанию, методам и личным мнениям инструктора делает

невозможным продолжение работы в школе.

Ученик должен помнить, что личные мнения инструктора, которые

противоречат его собственным личным мнениям, основаны на методах и доводах

гораздо лучших, чем имеющие в его распоряжении. Поэтому они должны стать для

него объектом изучения, а не объектом споров и возражения.

Он должен помнить, что одной из целей его работы является изменение

своих точек зрения, потому что его старые точки зрения, являющиеся точками

зрения спящего человека, не могут быть правильными. Задача инструктора

состоит в том, чтобы показать ему возможность точек зрения, которые

соответствуют его пробуждению.

Ученик должен помнить, что он пришел для того, чтобы учиться, а не для

того, чтобы учить или выражать свои взгляды.

Различие во мнении с инструктором может указывать на то, что ученик

приобрел от него все, что возможно приобрести и ему следует оставить школу и

работать независимо. В то же самое время