Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

разница во мнении может просто

показывать, что ученик забыл некоторые фундаментальные принципы работы или,

что еще хуже, добавил к этому что-то свое, чего он не слышал от инструктора.

Это делает всю дальне йшую работу бесполезной.

Независимая работа вне школы возможна в контакте с инструктором или без

такого контакта.

106

П. Д. Успенский

Контакт зависит от ученика, а не от инструктора и устанавливается в том

случае, если ученик помнит все, что он когда-либо слышал от инструктора и

следует всему этому без какого-либо отклонения, и помимо всего -- без

добавления чего-либо своего.

Инструктор несет ответственность за работу учеников и может помочь в их

трудностях только если по отношению к нему ученики следуют принципам школ

первой категории, т. е. они никогда не забывают того, что однажды им было

сказано и не спорят с инструктором.

Это иногда называется подражанием школьной работе. В одной и той же

школе могуг быть разные ученики, то есть, ученики школ первой категории и

ученики школ второй категории. Эта разница между учениками зависит

исключительно от их отношения к инструктору.

'Отождествление' -- это забавное состояние, в котором человек проводит

половину своей жизни, другая половина проходит в полном сне. Он

отождествляется со всем: с тем, что он говорит, что он чувствует, во что он

верит, во что не верит, что он желает, что он не желает, что привлекает его,

что отталкивает. Все становится им, или, лучше сказать, он становится всем.

Он, становится всем, что он любит или не любит. Это означает, что в

состоянии отождествления человек не способен отделить себя от объекта своего

отождествления. Трудно найти наименьшую вещь, с которой человек не мог бы

отождествиться. В состоянии отождествления человек имеет даже меньший

контроль над своими механическими реакциями, чем в любое другое время.

Отождествление, его значение, причины и результаты очень хорошо описаны в

'Записях из Филокалии', пер. Е. Кол-дубовский и Е. Г. Палмер, Лондон, 1951,

стр. 338, пар. 34-6.

РАЗГОВОРЫ С ДЬЯВОЛОМ

I

-- Я расскажу тебе сказку, -- сказал дьявол, -- только с условием,

чтобы нс спрашивал у меня никакой морали. Выводи сам, какие хочешь,

заключения, но пожалуйста, не спрашивай ничего у меня. Нам

107

Совесть: поиск истины

и так приписывают слишком много глупостей, а, ведь, мы, строго говоря,

даже не существуем. Вы нас сами сочиняете.

Это было в Нью-Йорке, лет двадцать тому назад. Там жил -тогда один

молодой человек, которого звали Хьюг Б. Я не скажу тебе его полного имени.

Ты сам скоро догадаешься. Это имя знают теперь все люди во всех пяти частях

земного шара. Но тогда его никто не знал. И я начну с трагического момента в

жизни этого молодого человека, когда он ехал из одного из пригородов

Нью-Йорка в центр, на Бродвей, для того, чтобы купить там револьвер, а потом

застрелиться из этого револьвера на пустынном морском берегу Лонг-Айленда в

одном месте, которое осталось у него в памяти со времен мальчишеских

экскурсий, когда он и его товарищи, воображая себя

пугсшествен-никами-исследователями, открывали неизвестные страны вокруг

Нью-Йорка. Намерение его было очень определенно, и решение твердо. В общем

-- самый обыкновенный случай из жизни большого города, каких мне приходилось

видеть и даже, сознаюсь откровенно, устраивать тысячи и десятки тысяч. Но на

этот раз такое обыкновенное начало имело совсем необыкновенное продолжение и

необыкновенный результат. Но, прежде чем перейти к тому, что из этого дня

вышло, я должен рассказать тебе подробно, что к этому дню привело. Хьюг был

изобретатель, прирожденный изобретатель. С раннего детства, гуляя с матерью

в парке, и во время игр с другими детьми, и просто, когда он тихо сидел в

углу, перебирал какие-нибудь кубики или рисуя уродцев, он все время

изобретал и строил в уме самые разнообразные и самые невероятные

приспособления и усовершенствования для всего на свете. Особенное

удовольствие доставляло ему изобретать различные усовершенствования и

приспособления для своей тетки. То он рисовал ее с дымовой трубой, то на

колесах. А за один рисунок, на котором эта немолодая девица была изображена

с шестью ногами и еще с разными приспособлениями, маленькому Хыогу сильно

влетело. Это