Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

куда-нибудь 'в

горы'. Это казалось ей более аристократично. Потом она мечтала бывать, как

можно чаще в театрах, в опере, в концертах, сидеть в ложе или в первых

рядах, слушать знаменитых певцов и певиц и видеть совсем близко от себя всех

тех людей, мужчин и дам из иррег 1еп Июивапс!, имена которых она знала из

газет, потому что великосветская хроника, балы, приемы и особенно

великосветские скандалы, на которые прозрачно намекали репортеры, составляли

любимое чтение девиц в конторе, где она служила. Но в то же время Мадж не

была совсем вульгарной. И она стояла гораздо выше уровня своих подруг, могла

читать книги в роде 'ЬооЬш@ Вас1 -- потомках животных, в вашей книге ничего не сказано. Эти был1

совершенно в нашей власти и никуда не могли уйти от нас. Но мь хотели, во

что бы то ни стало, подчинить себе Адама и Еву. И? присутствие стесняло нас.

Мы ни в чем не могли быть уверены. По нимаешь, было такое впечатление, точно

они каждый момент могу заставить исчезнуть от нас весь мир. И они говорили,

что ничего нет что все только сон, и что можно проснуться и ничего не будет.

Дья вол потерял всю свою обычную развязанность и, видимо, боялся го ворить.

Смотря на него в этот момент, я понял, что основа его при роды -- страх. --

Есть слова, которые трудно произносятся, -- сказа он, смотря на меня, как

побитая собака. -- Но все равно, раз уже начал, я буду говорить. Мы решили

бороться. Задача заключалась

169

Совесть: поиск истины

том, чтобы выбить из головы у этих двух их фантазии, убедить их, что

мир существует, что жизнь совсем не игра, а очень серьезная и даже тяжелая

вещь -- и что добро и зло -- понятия в высшей степени относительные и не

заключающие в себе ничего постоянного. Это и значило бы изгнать их из рая.

Этот рай нас глубоко возмущал. Все время разговоры о Боге, и все время

поцелуи и любовь. Нет, это было невыносимо! -- Почему это вам так не

нравилось? -- Ты не понимаешь, конечно. Они говорили, что любовь это -- их

главная сила и главная магия, что через любовь они воскресят Великого и

вернут потерянный свет. Я этого совсем не понимаю. Но подумай, разве мы

могли допустить такую извращенную философию. Довольно было того факта, что

они исчезали от нас, Понимаешь, часто их окутывало облако розового цвета, и

они пропадали. Против этого мы ничего не могли сделать, хотя это глубоко

возмущало нас. Кроме того, нам ужасно не нравился их костюм, ты понимаешь,

костюм Адама и Евы до грехопадения. Мы считали это в высшей степени

неприличным. Материя требует известного уважения к себе. А эти двое с одной

стороны отрицали материю, а с другой -- восхищались какой-то красотой. --

Дьявол презрительно протянул это слово.

-- И сколько мы ни старались убедить их, что тело, в сущности, очень

некрасиво и неприлично, и что его лучше закрывать, когда можно, они ничего

знать не хотели. Дошло до того, что их пример начал дурно влиять на других

людей, на потомков животных. И был только один способ победить Адама и Еву,

это ввести в их жизнь страдание и заставить их поверить в реальность

материи.

Но как? Мы долго думали. Наконец, один из нас обратил внимание на

потомков животных. У этих вся жизнь состояла из разных неприятностей и

стремления избежать неприятностей для себя и причинить их друг другу. И они

никогда не сомневались в реальности мира и вещей. Наоборот, за самую

маленькую вещь, за какой-нибудь красивый камушек готовы были проламывать

головы друг другу. И понятия добра и зла у них менялись так быстро, что даже

мы не успевали поспевать за ними. Утром солнце -- добро, в полдень -- зло,

вечером опять добро. Вечером жена -- добро, утром -- зло, вечером опять

добро и так далее. Мы стали думать, отчего это все так хорошо у них идет, не

связано ли это с какими-нибудь обычаями их жизни. И нам казалось, что если

бы привить какой-нибудь один обычай жизни потомков животных Адаму и Еве, то,

может быть, удалось бы привить также ощущение реальности вещей и сознание

относительности добра и зла. Среди обычаев потомков животных был один,

который нас занимал больше всего, потому что он и казался нам наиболее

бессмысленным. Это был их обычаи есть ежедневно и в очень большом количестве

плода одного дерева. У них существовала легенда, что в глубокой древности

какой-то бог, сошедший на землю, научил их есть эти

П. Д.