Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

находимся, в котором мы работаем,

разговариваем, воображаем себя сознательными существами и т. д. -- мы обычно

называем 'бодрствующим сознанием' или 'ясным сознанием', но в

действительности его следует назвать 'бодрствующим сном' или 'относительным

сознанием'. В состоянии сна у нас могут быть проблески относительного

сознания. В состоянии относительного сознания -- проблески самосознания. Но

если мы хотим иметь более продолжительные периоды самосознания, а просто

проблески, мы должны понять, что они не могут прийти сами собой. Они

нуждаются в волевом действии. Это означает, что частота и продолжительность

моментов самосознания зависит от того, насколько человек может управлять

собой. Следовательно, это также означает, что сознание и воля являются почти

одним и тем же или, во всяком случае, аспектами одного и того же.

В этом месте необходимо понять, что первым препятствием на

15

Совесть: поиск истины

пути развития самосознания в человеке является его убеждение, что он

уже обладает самосознанием, или, по крайней мере, может иметь его в любой

момент, когда он это пожелает. Очень трудно убедить человека, что он не

обладает сознанием и не может им обладать по своей воле. Это в особенности

трудно понять из-за того, что природа здесь играет с нами очень забавную

шутку. Если вы спросите человека, находится ли он в сознании, или если вы

скажете ему, что он не находится в сознании, он ответит, что он находится в

сознании и что нелепо говорить обратное, поскольку он слышит и понимает вас.

И он будет вполне прав, хотя в то же самое время совсем не прав. В этом и

заключается шутка природы. Человек будет вполне прав, потому что ваш вопрос

или ваше замечание привели его в смутное сознание на какой-то момент. В

следующее мгновение сознание исчезнет. Но он будет помнить, что вы сказали и

что он ответил, и он, конечно же, будет считать, что находится в сознании.

На самом деле, приобретение самосознания означает длительную и тяжелую

работу. Как может человек согласиться на эту работу, если он думает, что у

него уже есть то, что преподносится лишь как результат долгой и тяжелой

работы? Естественно, человек не станет делать эту работу и не будет считать

се необходимой до тех пор, пока не убедится, что у него нет как

самосознания, так и всего, что с ним связано, то есть единства или

индивидуальности, постоянного 'Я' и воли.

3

(Для того, чтобы понять следующие параграфы, необходимо осознать, что

обычный взгляд на то, что у человека имеется только один ум

(интеллектуальный) является ошибочным. В действительности нервная система

разделена в соответствии с функциями тела, и каждое подразделение имеет свой

собственный ум. Используемое Успенским слово центр отличается от

распространенного научного значения, т. к. оно включает наряду с отдельным

контролирующим мозгом нервы и вспомогательные собрания нервных клеток,

которые

соединяют его с другими частями тела.)

Мы должны найти причину, почему мы не можем развиваться быстрее без

длительного периода школьной работы. Мы знаем, что когда мы что-нибудь

изучаем, мы аккумулируем новый материал в нашей памяти. Но что есть наша

память? И что есть новый материал?

Для того, чтобы понять, мы должны научиться относиться к

каждому центру, как отдельной и независимой машине, состоящей из

чувствительного материала, который по своей функции похож на материал, из

которого сделаны граммофонные пластинки. Все, что случается с нами, все, что

мы видим, все, что мы слышим, все, что мы чув-

16

П. Д. Успенский

ствуем, все, что мы изучаем, регистрируется на этих 'пластинках'. Это

означает, что все внешние и внутренние события оставляют определенные

впечатления на 'пластинках'. 'Впечатления' -- это очень хорошее слово,

потому что они действительно являются впечатлениями или отпечатками, которые

остаются на 'пластинке'. Впечатление может быть глубоким или поверхностным

(которое исчезает и не оставляет никаких следов), но вне зависимости от того

глубокое или поверхностное -- это впечатление. И эти записанные 'пластинках'

впечатления являются всем, что мы имеем, всей нашей собственностью. Все, что

мы знаем, все, что мы изучили, все, что мы испытали -- все здесь -- на наших

'пластинках'.

Точно также наш мыслительный