находимся, в котором мы работаем,
разговариваем, воображаем себя сознательными существами и т. д. -- мы обычно
называем 'бодрствующим сознанием' или 'ясным сознанием', но в
действительности его следует назвать 'бодрствующим сном' или 'относительным
сознанием'. В состоянии сна у нас могут быть проблески относительного
сознания. В состоянии относительного сознания -- проблески самосознания. Но
если мы хотим иметь более продолжительные периоды самосознания, а просто
проблески, мы должны понять, что они не могут прийти сами собой. Они
нуждаются в волевом действии. Это означает, что частота и продолжительность
моментов самосознания зависит от того, насколько человек может управлять
собой. Следовательно, это также означает, что сознание и воля являются почти
одним и тем же или, во всяком случае, аспектами одного и того же.
В этом месте необходимо понять, что первым препятствием на
15
Совесть: поиск истины
пути развития самосознания в человеке является его убеждение, что он
уже обладает самосознанием, или, по крайней мере, может иметь его в любой
момент, когда он это пожелает. Очень трудно убедить человека, что он не
обладает сознанием и не может им обладать по своей воле. Это в особенности
трудно понять из-за того, что природа здесь играет с нами очень забавную
шутку. Если вы спросите человека, находится ли он в сознании, или если вы
скажете ему, что он не находится в сознании, он ответит, что он находится в
сознании и что нелепо говорить обратное, поскольку он слышит и понимает вас.
И он будет вполне прав, хотя в то же самое время совсем не прав. В этом и
заключается шутка природы. Человек будет вполне прав, потому что ваш вопрос
или ваше замечание привели его в смутное сознание на какой-то момент. В
следующее мгновение сознание исчезнет. Но он будет помнить, что вы сказали и
что он ответил, и он, конечно же, будет считать, что находится в сознании.
На самом деле, приобретение самосознания означает длительную и тяжелую
работу. Как может человек согласиться на эту работу, если он думает, что у
него уже есть то, что преподносится лишь как результат долгой и тяжелой
работы? Естественно, человек не станет делать эту работу и не будет считать
се необходимой до тех пор, пока не убедится, что у него нет как
самосознания, так и всего, что с ним связано, то есть единства или
индивидуальности, постоянного 'Я' и воли.
3
(Для того, чтобы понять следующие параграфы, необходимо осознать, что
обычный взгляд на то, что у человека имеется только один ум
(интеллектуальный) является ошибочным. В действительности нервная система
разделена в соответствии с функциями тела, и каждое подразделение имеет свой
собственный ум. Используемое Успенским слово центр отличается от
распространенного научного значения, т. к. оно включает наряду с отдельным
контролирующим мозгом нервы и вспомогательные собрания нервных клеток,
которые
соединяют его с другими частями тела.)
Мы должны найти причину, почему мы не можем развиваться быстрее без
длительного периода школьной работы. Мы знаем, что когда мы что-нибудь
изучаем, мы аккумулируем новый материал в нашей памяти. Но что есть наша
память? И что есть новый материал?
Для того, чтобы понять, мы должны научиться относиться к
каждому центру, как отдельной и независимой машине, состоящей из
чувствительного материала, который по своей функции похож на материал, из
которого сделаны граммофонные пластинки. Все, что случается с нами, все, что
мы видим, все, что мы слышим, все, что мы чув-
16
П. Д. Успенский
ствуем, все, что мы изучаем, регистрируется на этих 'пластинках'. Это
означает, что все внешние и внутренние события оставляют определенные
впечатления на 'пластинках'. 'Впечатления' -- это очень хорошее слово,
потому что они действительно являются впечатлениями или отпечатками, которые
остаются на 'пластинке'. Впечатление может быть глубоким или поверхностным
(которое исчезает и не оставляет никаких следов), но вне зависимости от того
глубокое или поверхностное -- это впечатление. И эти записанные 'пластинках'
впечатления являются всем, что мы имеем, всей нашей собственностью. Все, что
мы знаем, все, что мы изучили, все, что мы испытали -- все здесь -- на наших
'пластинках'.
Точно также наш мыслительный