в высшей степени благородным и ценным, но
все-таки я бы не сделал этого'. 'Почему?' спросил он с недоумением. 'Потому,
мой милый и дорогой друг что вы все-таки не понимаете главной и основной
тенденции, которая руководит вами?'. 'Какая же это тенденция?' спросил он.
'Какая? Я вам скажу, это -- эгоизм! Эгоизм и стремление к самоутверждению,
самость !' Он был поражен. 'Эгоизм', сказал он. 'Но я совсем не думал о
себе'. 'Вы не думали', саркастически сказал я, 'а о чем же вы думали? Думали
ли вы о людях? Думали ли о том, что ваша книга разрушит их верования, лишит
их надежды, утешения? Вы не думали об этом! Что же,по-вашему.это не эгоизм?
Нет, мой уважаемый друг, это в вас говорило простое интеллектуальное начало.
Вы хотели показать людям свою правду. А где здесь любовь к людям? Где
мораль? Где чувство долга? Где стремление помочь, облегчить людям их трудный
путь? Вы нашли для себя свои истины. И держите их для себя. Не отнимайте у
людей их истин. Зажигайте свой огонь, не гасите чужих огней'. И так далее, и
так далее. И представь себе, эта ерунда произвела на него глубокое
впечатление. 'Что же мне делать? спросил он. 'Думать не только о себе',
сказал я. И я дал ему много полезных советов. В результате сочинение
пустынника превратилось в апологию лжи и на его книгу в последствии
ссылались в доказательство тех теорий, которые он хотел опровергнуть.
Другой случай был еще комичнее. Раз, собралось довольно много людей,
которые решили бороться со злом. По существу это было очень наивно. Люди
борются со злом с начала веков. И в результате этой борьбы зло растет и
процветает. Поэтому сначала мы не обратили на них никакого внимания. Но
потом оказалось, что дело хуже, чем мы думали. У этих людей явилась опасная
идея. 'Не нужно никакой активной борьбы', говорили они. 'Активная борьба
укрепляет зло. Будем стараться только, чтобы люди поняли, что добро и что
зло. Будем разъяснять им в каждом отдельном случае -- где зло, что зло и
откуда зло!' И представь себе, это выяснение зла стало давать результаты,
которые мы скоро почувствовали. Наша братия забеспокоилась. И мне поручили
заняться этим делом. Я пустил в ход два средства. Во-первых, я собрал
потомков животных и постарался внушить им какую опасность для общества
представляет деятельность этих людей, пытающихся бороться со злом. Я
наговорил очень много хороших слов о культуре, о цивилизации, об общем
благе, о необходимости жертвы и пр. В результате борьба со злом была
объявлена преступлением, расслабляющим и развращающим человечество. Потом я
отправился к людям, борющимся со злом и постарался заслужить их доверие к
себе. Затем, выбрав удобный момент, я спросил их, кому они служат? Они
смутились. 'Вот видите, вы сами не знаете, -- сказал я. -- Вы говорите, что
боретесь со злом. Но неужели вы думаете,
177
Совесть: поиск истины
что зло могло бы быть на земле против воли Бога. Несомненно, раз зло
есть на земле, оно входит в план Высшего Существа. Неужели вы думаете, что
Высшее Существо само не могло бы справиться со злом, если бы находило
нужным. Вы не хотите понять, что зло это орудие для совершенствования
человечества. Страдание очень часто
-- единственное средство заставить человека понять высшие духовные
истины. А вы хотите бороться против этого. Поймите же, что вы боретесь
против плана Высшего существа, против эволюции человечества! Кроме того, зло
относительно. Что на одной ступени эволюции зло, то на низшей ступени, может
быть, добро, потому что оно вырабатывает нужные для эволюции качества. А вы
хотите судить обо всем со своей ступени. Для вас это зло. Да! Потому что вы
поднялись на сравнительно высокую ступень. Но подумайте о других, поймите,
что есть люди, которые стоят на других ступенях ниже вас. Не закрывайте же
для них путей прогресса и эволюции!' Посмотрел бы ты, какой это произвело на
них эффект. Они разошлись глубоко задумавшись. И скоро каждый из них написал
по книге, каждый по своему доказывал неизбежность и необходимость зла.
Книги эти имели большой успех. И постепенно борьба со злом превратилась
в оправдание зла. Они даже сами не заметили,как это произошло. И это было
особенно легко сделать, потому что оправдание зла не только не считалось
преступлением, но, наоборот, очень почтенным делом и заслуживающим всякого
поощрения.