В конце концов дошло до того, что буквально нет такого зла,
которое не взялись бы оправдывать люди, боровшиеся со злом. Это были случаи
из трудных. С другими я справлялся еще легче. Иногда, когда я замечал
появление вредных фантазий, я говорил людям, что это -- тайна, и что эту
тайну нужно оберегать от непосвященных. Это прекрасно действует на людей.
Во-первых они начинают чувствовать себя посвященными, а во-вторых, начинают
открывать новые 'тайны', как раз те, какие мне нужно. Любовь к ближним и
тайна, это -- мои любимые орудия. Фальсификация на этой почве дает особенно
богатые результаты. Это применяется особенно для борьбы против мистики.
Мистика -- самая опасная вещь для потомков Адама. Они легче всего узнают
друг друга на почве мистики. И есть старое предание, что именно, объединяясь
на так называемых мистических исканиях, потомки Адама победят потомков
животных и будут управлять миром. -- А это может случиться? -- Не думаю,
презрительно -- сказал дьявол. -- Во всяком случае мы стоим на страже и
следим, чтобы этого не случилось. Но понимаешь, потомки Адама, как это ни
глупо, в глубине души все-таки считают всю жизнь сном и все мечтают
проснуться и увидать что-то другое. -- И вы боитесь, что они проснутся?
- сказал я. -- Возможность есть, конечно, -- сказал дьявол. -- Я же с
П. Д. Успенский
этого начал. Я говорил тебе, сколько труда и самопожертвования
требуется часто от нас, чтобы держать вас на земле.
-- Я не вижу никакого самопожертвования, -- сказал я. -- Ты не видишь,
да. Конечно, ты не видишь, потому что я ничего не показывал тебе. Те
примеры, которые я приводил, относятся к людям, поддающимся лжи. Но бывают
очень трудные случаи. Дело в том, что, ведь, говоря правду, самый верный
способ, это тот самый способ, который мы применили к Адаму. Только теперь
этот способ требует гораздо больше труда и самопожертвования. Тогда змею
легко было принести плодов Еве. Но теперь это принимает совсем другие формы.
И многим из нас приходится прямо отдавать всю свою жизнь, чтобы держать на
земле какого-нибудь упрямого человека. Но и это еще не все. Главная
опасность для нас заключается в том, что время от времени потомки Адама
начинают понимать что их много и начинают искать и находить пути к сближению
друг с другом. Вот опасность. Пока они идут одиночками, мы с ними
справляемся тем же способом, каким справились с Адамом, хотя это и требует
много труда. Но, когда их делается много, когда сразу и тут, и там начинают
образовываться очаги заразы, и когда между этими очагами начинают
протягиваться нити, тогда мы, действительно, чувствуем опасность, и тогда
приходится прибегать к другим более сильным средствам. Но я хочу показать
тебе удивительный случай самопожертвования с нашей стороны. Вы, люди, ни на
что подобное не способны. Ты помнишь на Цейлоне этого длинного англичанина
Лесли Уайта. Вот, смотри, я покажу тебе страничку из его жизни. Дело в том,
что он не шутя начал увлекаться этими фантазиями, и справляться с ним
делается довольно трудно. Дьявол протянул руку. Скалистая стена направо от
меня расступилась, и я увидел освещенную вечерним солнцем улицу Коломбо,
около парка Виктории. Со всех сторон шли сады с низкими решетками или
каменными заборами, и только кое-где из-за земли виднелись крыши и веранды
домов. Цветущие деревья -- 'огненное дерево' с ярко-красной плоской шапкой
цветов, голубые, желтые, лиловые деревья; особенная цейлонская розовая
земля; на перекрестках огромные баньяны, в сравнении с другими деревьями
похожие на слонов, и у прудов -- толстые, желтые бамбуки с темной листвой.
Эта часть Коломбо, называемая 'Коричневые сады' -- настоящий город-сад.
Среди улицы бежал черный рикша со своей колясочкой. В Колясочке сидел
человек в белом костюме и широком солнечном шлеме, какие носят на Цейлоне. Я
узнал в нем своего знакомого, молодого англичанина Лесли Уайта.
Я познакомился с ним за несколько месяцев до этого на юге Цейлона, на
празднике в буддийском монастыре, и потом мы с ним вместе долго сидели в
келье у ученого бхикку, разговаривая о буддизме. Лесли Уайт во многих
отношениях был непохож на среднего
179
Совесть: поиск истины
рядового англичанина, какого вы встречаете в колониях. В нем совершенно
не было комичного снобизма