ст1 вегуюе. Он очень многим искренно и горячо
интересовался; совершенно не стремился выдерживать тон насмешливого
равнодушия ко всему на свете, кроме спорта, (спорг, наоборот, полагается
брать очень серьезно); и нисколько не скрывал своих симпатий к туземцам. В
стране, где маленький банковский клерк стыдился разговаривать на улице с
брамином, это требует большой самостоятельности. Уже два года он жил на
Цейлоне, числился чем-то при губернаторе, изучал местные языки и, рискуя
повредить своей репутации и службе, имел очень много друзей среди
сингалсзцев и тамилов. К местному английскому обществу он относился очень
холодно и редко где показывался; много читал, изучал индийские религии и
индийское искусство; понимал, что мы о Востоке еще ничего не знаем, и много
думал о том значении, какое восточные идеи могут иметь для Запада. На этой
почве мы с ним сошлись и много разговаривали. Мне нравилось, что в то же
время в нем не было никакого педантизма. Он любил лошадей и море. У него был
свой 'катамаран', узкая и похожая на паука двойная лодка, на которой он
ходил в море с туземными рыбаками, пропадая иногда на несколько дней. Служба
была для него только неизбежным злом. И он уже составил себе репутацию
человека, который не пойдет далеко по службе и которому лучше бы было быть в
ученом департаменте. Вообще, он сильно отличался от героев Киплинга, и, как
мне казалось, представлял собой новый тип англичанина в Индии, народившийся
уже после Киплинга и еще очень редкий.
Рикша остановился у решетки сада, за которым виднелась двухэтажная
вилла-бенгалоу. Теперь я знал, к кому приехал Лесли. Здесь жил богатый и
очень известный на Цейлоне индус-тамил, с которым я познакомился несколько
месяцев тому назад, незадолго до отъезда оттуда, и о кагором я писал Лесли.
Этот индус уже старик и вполне по-европейски образованный человек,
рассказал мне очень много интересного о йогах и йоге. И во время разговора с
ним я все время чувствовал, что он знает гораздо больше, чем говорит. Я
довольно странным образом встретился с ним, совершенно не понял его при
первой встрече, а потом очень скоро убедился, что это именно -- человек,
через которого или при помощи которого можно соприкоснуться с реальной
чудесной Индией.
Мне очень хотелось, чтобы Лесли, которого тогда не было в Коломбо,
познакомился с ним и поговорил. Они раньше встречались на официальной почве,
но теперь я понимал, что Лесли приехал, следуя моему совету. Рикша отъехал
со своей колясочкой от ворот сада, и Лесли пошел среди цветочных клумб к
дому с большими верандами. Его встретили сначала двое слуг в белых тюрбанах
и потом сам хозяин, одетый по-европейски в чесучовом сюртуке. И вот они
сиде-
180
П. Д. Успенский
ли и разговаривали. -- Меня давно интересует йога и все, что с ней
связано. Я, читаю об этом все, что можно достать, -- говорил Лесли. -- Мне
кажется, что в йоге есть ответы на много наших вопросов. И я хотел бы видеть
практические результаты йоги, чтобы убедиться, что
это все -- не одни теории.
Я понимаю основную идею. Согласно йоге, каждый человек должен строить
свою жизнь сообразно тому, что он хочет делать. Музыкант, купец, военный --
должны и жить, и питаться, и дышать различно. Тогда они получат наилучшие
результаты в своей работе. И их работа будет для них средством духовного
возвышения. Для европейца дико звучит мысль, что, если я хочу заниматься
философией, я должен известным образом питаться. Но я понимаю это. И мне
кажется, что йога стремится прежде всего уничтожить разлад и пропасть между
идейной стороной жизни и практической, путем подчинения всего материального
идеям. Это я все понимаю в теории. Но я хочу знать, дает ли йога,
действительно, те чудесные результаты, о которых нам рассказывают. -- Вы
совершенно правильно поняли главную суть йоги, -- говорил индус. -- Йога,
именно, и есть запрягание жизни в ярмо идей. Вы знаете, что слово йога имеет
один корень с вашим словом уч§ (ярмо, иго). -- Да, отвечал Лесли, -- это я
знаю. И мне кажется в высшей степени важным и интересным, что Восток понял
необходимость соединения всех мелочей жизни с высшими идеальными
стремлениями, так, чтобы ничего не оставалось пустого и ненужного. Я
понимаю, что у йога -- каждый шаг и каждое дыхание являются как бы молитвой
и