приближением к идеалу. В этом и заключается главное различие Востока и
Запада. Мы строим наш идеал отдельно от жизни и жизнь отдельно от идеала. И
мы примиряемся с мелкой, ничтожной, пошлой, а часто отвратительной и
жестокой действительностью, утешая себя красотой наших идеалов. Вы хотите,
чтобы каждая минута жизни была проникнута идеалом и служила ему. Я понимаю
все это, но скажите мне, достигается ли какой-нибудь реальный результат
путем йоги, или же опять все только рассказы в роде рассказов
путешественников об Индии. Вы понимаете меня, я хочу, знать, достигаются ли
все те чудесные результаты, которые описываются в книгах о йоге: --
ясновидение, видение на расстоянии, чтение мыслей, внушение на расстоянии,
знание будущего. Я часто просыпаюсь ночью (я почувствовал, что Лесли начал
говоритьиз самой глубины своей души) и думаю, неужели где-нибудь есть люди,
которые чего-нибудь постигли. Я знаю, что я могу, бросить все и пойти за
таким человеком. Но я должен знать, что он достиг. Вы понимаете меня. Я не
могу верить словам. Нас слишком часто и слишком долго обманывали. И я не
хочу и не могу обманывать себя. Скажите же мне, есть люди, которые достигли,
и чего они достигли, и могу ли я достигнуть того же и как? Лесли замолчал, и
я видел, что старик-ин-
181
Совесть: поиск истины
дус смотрел на него с тихой и ласковой улыбкой, как на большого
ребенка. ~ Да, эти люди есть, -- сказал он медленно. -- И вы можете их
видеть. И если вы придете ко мне и скажете, что хотите этого, вы увидите их.
Но вы должны понять, что это не может произойти сразу, в один день. Если вы
захотите учиться, я скажу вам: -- друг, приезжай ко мне, живи у меня,
старайся понять наши мысли, старайся научиться думать по-новому. Чтобы
прийти к учителю, нужно понимать его. И это требует долгой подготовки. А я
тем временем буду справляться, где находится один учитель, которого я знаю.
Мы не пользуемся почтой и телеграфом. Через две недели один человек пойдет в
Индию, в Пури. Там он спросит в храме, где учитель и, может быть, найдет
кого-нибудь, кто знает и через кого можно будет передать учителю, что мы
хотели бы его видеть. И потом так же через кого-нибудь учитель передаст нам,
когда он придет сюда, или куда мы должны поехать, чтобы увидать его. Иногда
он живет среди природы, около какой-нибудь маленькой деревушки, в джунглях
или в горах, иногда его можно видеть в одном из больших храмов, в Мадуре или
в Танджоре, или в других местах. Но нужно терпеливо ждать. Ученик должен
стоять у двери и ждать, когда его позовет учитель. Это может быть завтра,
может быть через месяц, может быть через год. Я видел, что Лесли со
вниманием слушал, но видел, что его совсем не удовлетворяло то, что говорил
индус.
-- Но учитель, о котором вы говорите, он сам достиг тех результатов, о
которых говорится в этих книгах? Индус опять улыбнулся. -- Чего он должен
достигнуть по вашему? Вы же сами признаете и соглашаетесь, что цель йоги --
подчинение жизни идеалу. Разве не достижение уже само по себе, если каждая
минута жизни человека подчинена исканию высшего смысла? Разве не достижение
то, что у человека нет больше тех внутренних противоречий, из которых
состоит вся ваша жизнь? Разве не достижение тот внутренний мир, тишина и
спокойствие, которые царят в душе учителя? А если вы говорите о
сверхнормальных психических силах, то учитель обладает ими, хотя не придает
им значения. И, может быть, если он найдет это нужным, он покажет вам свои
силы. Но вы не можете этого требовать, не можете это ставить условием.
Учитель сам решит, что вам нужно. И вы должны доверять ему. Я видел, что в
душе у Лесли идет сильная борьба, Его собеседник очень привлекал его к себе
и нравился ему, и ему хотелось верить, но в то же время его европейский ум
не мог согласиться с тем, что говорил индус и с тем, как он это говорил. --
Вы говорите, что готовы все бросить, продолжал старик. -- Но это совсем не
нужно. Наоборот, очень часто гораздо важнее продолжать жить той же жизнью и
эту жизнь подчинить вашим высшим стремлениям. Посмотрите на меня. Вы меня
знаете, я занимаюсь и политикой, и делами, и живу семейной жизнью. И я
ничего не
182
П. Д. Успенский
бросаю. Уйти в пустыню часто легче всего. Но не всегда нужно делать то,
что легче. Иногда нужно делать то,