Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

И вполне естественно, мы спрашиваем себя, где находится это

внутреннее и что оно собой представляет. Мы видим, что это внутреннее не

заключается в нашем пространстве. И у нас составляется идея 'высшего

пространства', имеющего большее число измерений, чем наше.

Наше пространство является тогда как бы частью высшего пространства, то

есть предполагается, что мы знаем, ощущаем и измеряем только часть

пространства, ту часть, которая измерима в длину, ширину и высоту.

Раньше было сказано, что пространство мы обыкновенно рассматриваем как

форму Вселенной или как форму материи во Вселенной. Чтобы пояснить это,

можно сказать, что 'куб' есть форма материи в кубе; 'шар' есть форма материи

в шаре; 'пространство' -- бесконечная сфера -- есть форма всей материи во

Вселенной.

Е. П. Блаватская в 'Тайной доктрине' говорит о пространстве так:

Чрезвычайная абсурдность предположения, что пространство может быть

измеряемо в каком-нибудь направлении, не имеет даже особенного значения.

Фамильярная фраза о четвертом измерении пространства может быть сокращением

более полной формы -- четвертое измерение материи в пространстве... Ход

эволюции может иметь целью ввести нас в новые характеристики материи...

Но формула, определяющая 'пространство' как 'форму материи во

Вселенной', страдает тем недостатком, что в нее введено понятие 'материя',

то есть неизвестное.

О тупике х = у, у = х, к которому приводят попытки физического

определения материи, я уже говорил.

Психологические определения приходят к тому же.

В известной книге 'Физиология души' А. И. Герцен говорит:

Мы называем материей все, что прямо или косвенно оказывает

сопротивление движению, прямо или косвенно производимому нами, обнаруживая

при этом замечательную аналогию с нашими пассивными состояниями.

И мы называем силой (движением) то, что прямо или косвенно сообщает

движение нам самим или другим телам, обнаруживая при этом величайшее

сходство с нашими активными состояниями.

Следовательно, 'материя' и 'движение' -- как бы проекции нашего

активного и пассивного состояния. Ясно, что пассивное состояние можно

определить только при помощи активного и активное при помощи пассивного.

Следовательно, опять два неизвестных, определяющих одно другое.

Очень хорошо говорит о материи Е. Дуглас Фоусет, автор статьи 'Идеализм

и проблема природы' в журнале 'The Quest' (апрель, 1910 г.).

Материя (подобно силе) не представляет для нас никакого затруднения. Мы

знаем все относительно ее, по той простой причине, что сами изобрели ее. При

помощи 'материи' мы думаем о чувственных объектах. Это умственная замена

конкретных, но чересчур сложных фактов, с которыми трудно обращаться.

...Строго говоря, материя существует только как понятие... Но характер

материи, даже если ее рассматривать как понятие, настолько неочевиден, что

большинство людей не в состоянии даже сказать точно, что они подразумевают

под этим словом.

Здесь указывается на очень важный факт: материя и сила -- это только

логические понятия, то есть только слова, принятые для обозначения длинных

рядов разнообразных фактов. Нам, воспитанным на 'физике', очень трудно

понять это. Но в сущности -- кто и когда видел материю или силу? Мы видим

вещи, видим явления. Материи, отдельно от вещества, из которого состоит или

сделана данная вещь, мы никогда не видали и никогда не увидим, а данное

вещество -- это совсем не материя, это дерево, или железо, или камень. Точно

так же никогда мы не увидим силы отдельно от действия. Что это значит? Это

значит, что материя и сила -- это такие же отвлеченные понятия, как

'ценность', или 'труд', как 'покупная сила' монеты, как 'содержание' книги;

это значит, что материя -- есть 'то вещество, из которого сделаны сны'

(Шекспир). И как это 'вещество' мы никогда не можем осязать и видим только

во сне, так и физическую материю мы никогда не можем ни осязать, ни увидеть,

ни услышать, ни сфотографировать отдельно от вещей. Мы познаем плохо или

хорошо вещи и явления. Но никогда не познаем материи и силы отдельно от

вещей и явлений.

Материя -- это такое же отвлеченное понятие, как истина, добро, зло.

Материю или часть материи нельзя заключить в химическую реторту или

колбу, так же как нельзя продавать в пузыречках тьму египетскую.