Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

идеей причинности и функциональной зависимости.

Без времени причинность существовать не может, точно так же как без времени

не может существовать движение или отсутствие движения.

Но наше представление о нашем 'бытие во времени' у нас до невероятия

спутанное и неясное.

Прежде всего разберем наше отношение к прошедшему, настоящему и

будущему. Обыкновенно мы считаем, что прошедшего теперь уже нет. Оно прошло,

исчезло, изменилось, превратилось в другое. Будущего тоже нет. Его еще нет.

Оно еще не пришло, не образовалось. Настоящим мы называем момент перехода

будущего в прошедшее, то есть момент перехода явления из одного небытия в

другое. Только этот короткий момент явления для нас существует в

действительности, раньше оно существовало в возможности, теперь будет

существовать в воспоминании. Но этот короткий момент в сущности фикция. Он

не имеет измерения. Мы с полным правом можем сказать, что настоящего не

существует. Мы никогда не можем уловить его. То, что мы уловили, всегда уже

прошедшее.

Если мы остановимся на этом, то мы должны признать, что мира не

существует. Существует только какая-то фантасмагория иллюзий, вспыхивающих и

гаснущих.

Обыкновенно мы не отдаем себе в этом отчета и не замечаем, что наш

обычный взгляд на время приводит нас к полному абсурду.

Представим себе глупого путешественника, едущего из одного города в

другой и находящегося на полпути между этими двумя городами. Глупый

путешественник думает, что город, из которого он выехал на прошлой неделе,

теперь уже не существует, от него осталось одно воспоминание: стены

разрушены, башни упали, жители вымерли или разбежались. А тот город, куда он

должен приехать через несколько дней, тоже теперь еще не существует, но

спешно строится к его приезду и в день его приезда будет готов, населен и

устроен, на другой день после его отъезда, так же как и первый, будет

разрушен.

Мы думаем о вещах во времени именно таким образом, -- все проходит,

ничто не возвращается! Весна прошла, ее уже нет.

Таким образом, строго говоря, для нас не существует ни прошедшего, ни

будущего, ни настоящего. Ничего не существует! А между тем мы живем,

чувствуем, думаем -- что-то окружает нас. Следовательно, в обычном отношении

к времени есть какая-то ошибка. Эту ошибку мы должны постараться найти.

Мы признали в самом начале, что нечто существует. Мы назвали это нечто

миром. Как же мир может существовать, если он не существует ни в прошедшем,

ни в настоящем, ни в будущем?

То представление о мире, которое мы вывели из обычного взгляда на

время, делает мир похожим на непрерывно бьющий огненным фонтаном блестящий

фейерверк, каждая искра которого вспыхивает на мгновение и гаснет, чтобы

больше уже никогда не явиться. Вспышки идут непрерывно одна за другой, искр

бесконечное множество, и все вместе производят впечатление пламени, хотя в

действительности не существует.

Осень еще не наступила. Она будет, но сейчас ее нет. И мы не отдаем

себе отчета, как это может появиться то, чего нет.

Мы движемся по плоскости и признаем реально существующим только

небольшой круг, освещенный нашим сознанием. Все остальное за этим кругом,

чего мы не видим, мы отрицаем, не хотим признать, что оно существует. Мы

движемся по плоскости в одном направлении. Это направление мы считаем вечным

и бесконечным. Но направления перпендикулярного ему, тех линий, которые мы

пересекаем, мы не хотим признать вечными и бесконечными. Мы думаем, что они

уходят в небытие сейчас же, как мы прошли через них, а линии впереди нас еще

не возникли из небытия. Если предположить, что мы движемся по сфере, по ее

экватору или по одной из параллелей, то окажется, что мы всегда признаем

реально существующим только один меридиан, те, которые сзади нас уже.

исчезли, те, которые впереди еще не возникли.

Мы идем, как слепой, который ощупывает своей палкой плиты тротуара, и

фонари, и стены домов и верит в реальное существование только того, до чего

сейчас дотрагивается, что сейчас ощупывает. То, что прошло, уже исчезло и

никогда больше не вернется! Чего еще не было, того сейчас нет. Он помнит

дорогу, которую прошел. Ожидает, что и впереди будет такая же дорога, но он

не видит ни вперед, ни назад, потому что он ничего не видит потому что

орудие его познания -- палка с крючком