Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

и никогда не поднимается над

этой плоскостью. Если бы сознание могло подняться над этой плоскостью, то

оно, несомненно, увидело бы под собой одновременно гораздо большее

количество событий, чем оно видит обыкновенно, находясь на плоскости. Как

человек, поднимаясь на гору или взлетая на воздушном шаре, начинает видеть

одновременно и сразу очень много вещей, которые нельзя одновременно и сразу

видеть, находясь на земле, -- в точке пересечения двух перпендикуляров,

которыми измеряется поверхность земли: например, движение навстречу друг

другу двух поездов, между которыми должно произойти столкновение;

приближение неприятельского отряда к спящему лагерю; два города, разделенные

горным кряжем и т.п., так и в этом случае сознание, поднимаясь над

плоскостью, на которой оно обыкновенно живет, должно увидеть одновременно

явления, для обычного сознания разделенные полосами времени. Это будут такие

явления, которые обычное сознание никогда не видит вместе, как причину и

следствие; работу и получение денег; преступление и наказание; движение

поездов навстречу друг другу и их столкновение; приближение неприятеля и

сражение; восход и закат солнца; утро, день, вечер и ночь; весну, лето,

осень и зиму; рождение, жизнь и смерть человека. Угол зрения при таком

подъеме будет увеличиваться, момент будет расширяться.

Если мы представим себе сознание, находящееся выше нашего сознания,

обладающее большим углом зрения, то это сознание будет в состоянии

схватывать как нечто одновременное, то есть как момент, все происходящее для

нас в течение известного времени -- минуты, часа, дня, месяца. В пределах

своего момента такое сознание не будет в состоянии разделить прежде, теперь

и после, -- все это для него будет теперь.

Свойства 'времени', выводимые из всего предыдущего, позволяют нам

рассматривать Вселенную как плоскость, которая, если на нее посмотреть в

одном направлении, является пространством, а в другом направлении --

перпендикуляром к первому -- временем. При этом всякое движение по

направлению пространства является движением по направлению времени, то есть

перемена в пространственных отношениях является переменой во временных

отношениях -- далее тогда, когда мы этого не замечаем.

Это происходит, вероятно, потому, что пространство и время только очень

условно могут быть изображены в виде плоскости. В действительности их

отношение необыкновенно сложно. Пространство имеет протяжение по трем

измерениям. Время перпендикулярно к каждому из них. Всякая перемена в

пространственном положении является переменой в положении во времени.

И мы с полным правом можем сказать, что не 'время' выводится из

'движения', а движение ощущается благодаря чувству времени. У нас есть это

чувство, поэтому мы ощущаем движение. Не будь у нас чувства времени, мы бы

не ощущали движения. Самое же 'чувство времени' есть в сущности граница или

поверхность нашего 'чувства пространства'. Там, где кончается 'чувство

пространства', начинается 'чувство времени'. Мы выяснили, что 'время' по

своим свойствам тождественно с 'пространством', то есть оно имеет все

признаки протяжения пространства. Однако мы не ощущаем его как протяжение

пространства, а ощущаем как время, то есть как нечто специфическое, не

передаваемое другими словами, неразрывно связанное с движением. Эта

неспособность ощутить время пространственно проистекает от того, что чувство

времени есть туманное чувство пространства чувством времени мы смутно

ощущаем новые характеристики пространства, выходящие из сферы трех

измерений.

* * *

Известный математик Риман понимал, что в вопросе о высших измерениях

время каким-то образом переходит в пространство, и он рассматривал

материальный атом как вступление четвертого измерения в пространство трех

измерений.

В одной из своих книг Хинтон очень интересно говорит о 'законах

поверхностей'.

Отношение поверхности к телу или тела к высшему телу часто встречается

в природе.

Поверхность есть не что иное, как отношение между двумя вещами. Два

тела касаются друг друга. Поверхность есть отношение одного к другому.

Если наше пространство находится к высшему пространству в таком же

отношении, как поверхность к нашему пространству, то, может быть,