Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

существовании

сознания. -- Факт человеческого сознания, нарушающий механическую систему.

-- Сознания других разрезов мира. -- Как мы можем узнать о них? -- Шестое

измерение. -- Кант о духах. -- Спиноза о познании невидимого мира. --

Необходимость интеллектуального определения того, что может быть и чего не

может быть в ноуменальном мире.

ГЛАВА XV

Сознательная Вселенная. -- Разные виды сознаний. -- Разные линии

сознательности. -- Одушевленная природа. -- Души камней и души деревьев. --

Душа леса. -- Человеческое 'я', как коллективное сознание. -- Человек как

сложное существо. -- 'Человечество' как существо. -- Мировое сознание. --

Лицо Махадевы. -- Проф. Джемс о мировом сознании. -- Идеи Фехнера. --

Зенд-Авеста. -- Живая земля.

ГЛАВА XVI

Сознание и жизнь. -- Жизнь как познавание. -- Сознание как реализация

существования. -- Интеллект и эмоции. -- Эмоции как орудие познания. --

Эволюция эмоций с точки зрения познания. -- Чистые и нечистые эмоции. --

Личные и сверхличные эмоции. -- Уничтожение элемента себя, как средство

приближения к истинному познанию. -- 'Будьте как дети...'. -- 'Блаженны

чистые сердцем...'. -- Ценность морали с точки зрения познания. --

Недостатки интеллектуализма. -- Дредноуты как венец интеллектуальной

культуры. -- Опасности морализма. -- Моральный эстетизм. -- Религия и

искусство как организованные формы эмоционального познавания. -- Познание

Бога и познание красоты.

ГЛАВА XVII

Интеллектуальный метод. -- Объективное и субъективное познание. --

Изучение 'не-я' и изучение 'я'. -- Невозможность объективного исследования

'я'. -- Границы объективного познания. -- Возможность расширения

субъективного познания. -- Поглощение всего 'не-я' в 'я'. -- Идея Плотина.

-- Разные формы сознания. -- Сон (потенциальное состояние сознания). --

Сновидение (сознание, заключенное в себе самом, отраженное от себя). --

Бодрствующее сознание (дуалистическое ощущение мира, разделение 'я' и

'не-я'). -- Экстаз ('выхождение из себя'), 'турья' (абсолютное сознание

всего как себя). -- 'Капля, поглощающая океан'. -- 'Нирвана'.

ГЛАВА XVIII

Ощущение бесконечности. -- Первое испытание неофита. -- Невыразимая

тоска. -- Потеря всего реального. -- Что должно было бы испытывать животное,

становясь человеком? -- Переход к новой логике. -- Наша логика как

основанная на наблюдении законов феноменального мира. -- Непригодность ее

для изучения мира ноуменов. -- Необходимость другой логики. -- Аналогичность

аксиом логики и математики. -- Две математики. -- Математика реальных

величин (бесконечных и переменных); и математика нереальных, воображаемых

величин (конечных и постоянных). -- Трансфинитные числа. -- Числа, лежащие

за бесконечностью. -- Возможность разных бесконечностей.

ГЛАВА XIX

Переход к высшей логике у человека. -- Необходимость отказаться от

всего 'реального'. -- 'Нищета духом'. -- Признание реальным только

бесконечного. -- Законы бесконечного. -- 'Оrgаnon' Аристотеля и 'Novum

Organum' Бэкона. -- Логика бесконечного -- Tertium Organum. -- Высшая логика

как орудие мысли, как ключ к тайнам природы, к скрытой стороне жизни, к миру

ноуменов. -- Определение мира ноуменов на основании всего предыдущего. --

Ощущение ноуменального мира неподготовленным сознанием. -- 'Трижды

непознаваемая тьма, созерцание которой способно всякое знание превратить в

неведение'.

ГЛАВА XX

Теософия Макса Мюллера. -- Древняя Индия. -- Философия Веданты. -- Tat

tvam asi. -- Познание расширенным сознанием как реальность. -- Мистика

разных веков и народов. -- Единство переживаний. -- 'Tertium Organum' как

ключ к мистике. -- Признаки ноуменального мира. -- Трактат Плотина 'О

Красоте' как непонятная система высшей логики. -- Просветления Якова Беме.

-- 'Арфа со многими струнами, из которых каждая струна такая же Арфа'. --

Мистика 'Добротолюбия', св. -- Авва Дорофей и другие. -- Климент

Александрийский. -- Лао-цзы и Чжуан-цзы. -- 'Свет на Пути' и 'Голос

Безмолвия'. -- Мусульманские мистики. -- Поэзия суфиев. -- Мистические

состояния под наркозом. -- Анестезическое откровение. -- Опыты проф. --

Джемса. -- Достоевский о 'времени' ('Идиот'). -- Влияние природы на душу

человека.

ГЛАВА XXI

'Космическое