если известным словом
или звуком ребенок назовет дерево, имея в виду только это дерево, и
совершенно не зная других деревьев, то новое дерево, которое он увидит, он
назовет другим словом или будет думать, что это то же самое дерево. Речь, в
которой 'слова' соответствуют представлениям, состоит как бы из собственных
имен, нарицательных имен в ней нет; при этом не только существительные, но и
глаголы, и прилагательные, и наречия тоже имеют в ней характер 'собственных
имен', то есть приложимых только к данному действию, данному качеству, к
данному свойству. Появление слов общего значения в речи означает появление
понятий в сознании.
Речь состоит из слов, каждое слово выражает понятие. Понятие и слово в
сущности одно и то же, -- только одно (понятие), так сказать, внутренняя
сторона; другое (слово) -- наружная. Или, как говорит д-р Р. Бекк (R. Bucke,
автор книги 'Cosmic Coscinousness', о которой придется много говорить
дальше): слово, (понятие) есть алгебраический знак вещи.
Тысячи раз было отмечено, -- говорит Бекк, -- что мозг мыслящего
человека не превосходит по величине мозг не мыслящего человека,
пропорционально тому, насколько умственная работа мыслителя превосходит
умственную работу дикаря. Причина этого лежит в том, что мозгу Герберта
Спенсера нужно было работать только немного больше, чем мозгу австралийского
дикаря, -- по той причине, что Герберт Спенсер совершал свойственную ему и
избранную им умственную работу при помощи знаков, заменявших понятия; тогда
как дикарь совершает почти всю свою умственную работу при помощи громоздких
представлений. Дикарь находится в положении астронома, делающего все свои
вычисления при помощи арифметики; тогда как Спенсер находился в положении
астронома, делающего свои вычисления при помощи алгебры. Первому придется
исписать цифрами много больших листов бумаги и совершить колоссальный труд
для того, чтобы получить такие же результаты, какие второму дадут
вычисления, которые можно сделать на маленьком конверте с очень небольшой
сравнительно затратой умственного труда.
В нашей речи слова выражают понятия или идеи. Идеями называются понятия
более широкие, не представляющие группового знака однородных представлений,
а охватывающие группы разнородных представлений или даже группы понятий;
таким образом, идея есть сложное или отвлеченное понятие.
Кроме простых ощущений органов чувств -- цвета, звука, осязания,
обоняния и вкуса, -- кроме простых эмоций удовольствия, неудовольствия,
радости, страха, неожиданности, удивления, любопытства, смеха, гнева и
многих других в нашем сознании проходят ряды сложных ощущений и высших
(сложных) эмоций: моральной, эстетической, религиозной, интеллектуальной.
Содержание эмоциональных переживаний, даже самых простых, не говоря уже о
сложных, никогда целиком не укладывается в понятия или в идеи и поэтому
никогда не может быть правильно и точно выражено в словах. Слова могут
только намекнуть, навести на него.
Передача эмоциональных переживаний и эмоционального понимания
составляет цель искусства. В сочетаниях слов, в их смысле, в ритме, в
музыке, в сочетании смысла, ритма и музыки; в звуках, в красках, в линиях, в
формах -- люди стараются выразить и передать то, чего они не могут выразить
и передать просто в словах.
* * *
Общий закон эволюции говорит нам, что если что-либо имеет низшие формы,
то оно должно иметь высшие. Следовательно, если ощущение есть нечто низшее
по отношению к представлению, представление -- нечто низшее по отношению к
понятию, понятие нечто низшее по отношению к идее -- то это значит, что
должно существовать или образоваться со временем нечто высшее по отношению к
понятию или к идее.
И мы уже знаем это высшее, хотя для него еще нет признанного и
общепринятого названия и его называют различно. Интуиция, может быть, самое
подходящее слово. Творческая и эстетическая интуиция, как она проявляется в
искусстве; моральная интуиция -- проявляющаяся в отношениях человека к
другим людям, к обществу; интеллектуальная интуиция, проявляющаяся в
неожиданном проникновении ума в физические и метафизические законы;
религиозная интуиция, проявляющаяся в познании отношений человека к космосу
и сознании космоса как целого.
Эти высшие виды интуиции нельзя смешивать с низшими