сознание' д-ра Бекка. -- Три формы сознания по Бекку. --
Простое сознание или сознание животных. -- Самосознание или сознание
человека. -- Космическое сознание. -- Рост сознания. -- В чем он выражается?
-- Ощущение, представление, понятие, высшее моральное понятие -- творческая
интуиция. -- Люди космического сознания. -- Грехопадение Адама. -- Познание
добра и зла. -- Христос и спасение человека. -- Законы эволюции. --
Единичные признаки, постепенно делающиеся общими. -- Рождение нового
человечества. -- Высшая раса. -- Сверхчеловек. -- Общие этапы эволюции
разных сторон человеческого духа. -- Таблица четырех стадий психической
эволюции
Заключение
И клялся...
что времени уже не будет.
Апокалипсис, 10:6
...Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви,
могли постигнуть со всеми святыми, чтo --
широта и долгота, и глубина, и высота.
Апостол Павел. Послание к Ефесянам, 3:18
ГЛАВА I
Что мы знаем и чего не знаем? -- Наши данные и наши искомые. --
Неизвестные, принимаемые за известные. -- Материя и движение. -- К чему
приходит позитивная философия? -- Тождество неизвестных: х = у, у = х. --
Что мы действительно знаем? -- Существование сознания в нас и мира вне нас.
-- Дуализм или монизм? -- Субъективное и объективное познание. -- Где лежат
причины ощущений? -- Система Канта. -- Время и пространство. -- Кант и
'эфир'. -- Замечание Маха. -- С чем в действительности оперирует физик?
Научись отличать истинное от ложного...
('Голос Безмолвия' Е.П.Б.)
Самое трудное: знать, что мы знаем, и чего не знаем.
Поэтому, желая что бы то ни было знать, мы должны прежде всего
установить, что мы принимаем как данное и что считаем требующим определения
и доказательства; то есть установить, что мы уже знаем -- и что желаем
знать.
По отношению к нашему познанию мира и себя мы находились бы в идеальных
условиях, если бы мы могли не принимать как данное ничего и считать все
требующим определения и доказательства; или, иначе говоря, лучше всего было
бы предположить, что мы ничего не знаем, -- и идти от этого.
Но, к сожалению, создать такие условия невозможно. Что-нибудь должно
быть положено в основу, что-нибудь должно быть признано известным. Иначе нам
все время придется определять одно неизвестное посредством другого.
С другой стороны, мы должны опасаться принять как известные, как данные
вещи в сущности совершенно неизвестные, только предполагаемые, искомые. Мы
должны опасаться попасть в такое положение, в каком находится позитивная
философия, в основу которой долгое время клалось признание существования
материи (материализм), а теперь кладется признание существования силы или
движения (энергетизм), хотя в действительности материя и движение всегда
были неизвестными, иксом и игреком, и определялись одно посредством другого.
Всякому совершенно ясно, что нельзя искомое принимать за данное, и
нельзя одно неизвестное определять посредством другого неизвестного. В
результате не получается ничего кроме тождества неизвестных х = у, у = х.
Именно это тождество неизвестных и есть конечный вывод, к которому
приходит позитивная философия.
Материя -- это есть то, в чем происходят изменения, называемые
движением, х = у; а движение -- это есть те изменения, которые происходят в
материи, у = х.
Что же мы знаем?
Мы знаем, что на первой же ступени самосознания человеку бросаются в
глаза два очевидных факта.
Существование мира, в котором он живет. -- и существование сознания в
нем самом.
Ни того, ни другого человек ни доказать, ни опровергнуть не может, но и
то, и другое для него факт, действительность.
Можно задумываться о взаимоотношении этих двух фактов. Можно стараться
свести их к одному -- то есть рассматривать сознание как часть или функцию
мира -- и мир как часть или функцию сознания. Но это уже будет отвлечение от
фактов, и все такие соображения для обыкновенного, не мудрствующего, взгляда
на мир и на себя не будут иметь характера очевидности. Наоборот,
единственным очевидным фактом остается противоположение я и не-я, --
сознания и мира.
В дальнейшем мы будем возвращаться к этому основному положению. Но пока
у нас нет никаких оснований возражать против очевидного факта существования
нас самих, то есть нашего