Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

то есть если бы это существо было

одномерным по свойствам своего восприятия; и б) если бы для существа, кроме

способности испытывать ощущения обладающего еще способностью образовывать

представления, мир имел бы двумерную протяженность, -- то есть если бы весь

наш мир с голубым небом, с облаками, с зелеными деревьями, с горами и с

пропастями -- казался ему одной плоскостью; если бы Вселенная этого существа

имела только два измерения, то есть если бы это существо было двумерным по

свойствам своего восприятия.

Короче -- положение Канта будет доказано, если мы увидим, что число

характеристик мира изменяется для субъекта в зависимости от изменения его

психического аппарата.

К сожалению, такой опыт проделать невозможно, -- ограничивать

произвольно свой или чужой психический аппарат мы не умеем. Поэтому мы

должны искать другие способы доказательства.

Если невозможен опыт, -- может быть, возможно наблюдение.

Мы должны поставить вопрос: нет ли на свете существ с психикой выше или

ниже в нужном нам отношении?

Существ с психикой выше нашей, существующих в условиях аналогичных с

нашими, мы не знаем. Но существа с психикой ниже нашей, несомненно, есть --

это животные.

Мы не знаем только, ограничена ли психика животных именно так, как нам

нужно, -- и должны внимательно разобрать все, что мы по этому вопросу знаем.

Говоря вообще, в чем заключается отличие психики животного от психики

человека -- мы знаем очень плохо; в обычной 'разговорной' психологии не

знаем совсем. Обыкновенно мы совсем отрицаем у животных рассудок или,

наоборот, приписываем им свою собственную психологию, только 'ограниченную',

но как и в чем, мы не знаем, -- и тогда мы говорим, что у животных не разум,

а инстинкт, то есть как будто какой-то не сознающий себя, а автоматический

аппарат. Вообще, что именно значит инстинкт, мы представляем себе очень

плохо. Я говорю не только о публике, но и о 'научной' психологии.

Попробуем разобрать, что такое инстинкт и какова психика животного.

Прежде всего рассмотрим действия животного и определим, чем они

отличаются от наших. Если это действия инстинктивные, то что это значит?

Какие действия бывают вообще и чем они различаются?

Мы различаем у живых существ действия рефлективные, инстинктивные,

сознательные и автоматические.

Рефлективные действия -- это просто ответы движением, реакции на

внешние раздражения, происходящие всегда одинаковым образом, безотносительно

к полезности или неполезности, к целесообразности или нецелесообразности их

в данном случае. Начало их и их законы вытекают из простой раздражаемости

клетки.

Что такое раздражаемость клетки и каковы эти законы?

Раздражаемость клетки называется ее способность отвечать движением на

внешние раздражения.

Опыты с простейшими живыми одноклеточными организмами (как морская

звезда, амеба) показали, что раздражаемость действует в строго определенных

законах.

Клетка отвечает движением на внешнее раздражение.

Сила ответного движения увеличивается при увеличении силы раздражения,

но точной пропорциональности установить не удалось.

Для того чтобы вызвать ответное движение, раздражение должно быть

достаточно сильно.

Всякое испытанное раздражение оставляет в клетке некоторый след,

делающий ее более восприимчивой к новым раздражениям. Это мы видим из того,

что на повторное раздражение одинаковой силы клетка отвечает более сильным

движением, чем на первое. И если раздражение повторяется дальше, то клетка

будет отвечать на них все более и более сильными движениями, до известного

предела. Дойдя до этого предела, клетка как бы устает и начинает на то же

самое раздражение отвечать все более и более слабыми реакциями. Клетка как

бы привыкает к раздражению. Оно делается для нее частью постоянного

окружающего, и она перестает на него реагировать, так как она вообще

реагирует только на перемены постоянных условий.

Если раздражение настолько слабо, что оно не вызывает ответного

движения, то оно все-таки оставляет в клетке некоторый невидимый след. Это

мы видим из того, что, повторяя эти слабые раздражения, можно добиться того,

что клетка начнет реагировать на них.

Таким образом, в законах раздражаемости мы видим как бы зачатки

способностей памяти, усталости и привычки. Клетка производит иллюзию