если не
сознающего и рассуждающего, то во всяком случае помнящего, привыкающего и
устающего существа. Если нас почти обманывает клетка, то насколько легче
обмануть нас животному с его сложной жизнью.
Но вернемся к анализу действий.
Рефлективными действиями организма называются такие действия, в которых
или весь организм, или его отдельные части действуют как клетка, то есть в
пределах закона раздражаемости.
Такие действия мы наблюдаем и у человека, и у животных. Человек весь
вздрагивает от неожиданного холода или прикосновения. Его веко мигает от
быстрого приближения или прикосновения какого-нибудь предмета. Свободно
висящая нога сидящего человека двигается вперед от удара по сухожилию ниже
колена. Эти движения совершаются помимо сознания, могут совершаться вопреки
сознанию. Обыкновенно сознание воспринимает их как уже совершившийся факт. И
эти движения не непременно целесообразны. Нога все равно двигается вперед от
удара по сухожилию, далее если впереди будет нож или огонь.
Инстинктивными действиями называются действия целесообразные, но
совершаемые без сознания выбора и без сознания цели.
Они появляются с появлением чувственного тона ощущения, то есть с того
момента, когда с ощущением начинает быть связано сознаваемое чувство
удовольствия или страдания. И ими управляет, по прекрасному выражению
Уэльса, pleasure-pain guidance of the animal life, то есть
'удовольствие-страдание, руководящее животной жизнью'.
Действительно, до появления самосознания, то есть человеческого
интеллекта, во всем животном царстве 'действия' управляются стремлением
получить или удержать наслаждение или избегнуть страдания. Шопенгауэр не
признавал другого наслаждения, кроме избавления от страдания, и находил, что
одно страдание управляет всей животной жизнью. Но эта мысль чересчур
парадоксальна и по существу неверна. Наслаждение и страдание не есть
различные степени одного и того же. И наслаждение не есть только и всегда
прекращение страдания. В нем есть не только погашение минуса, но и активный
плюс. Вкус наслаждения от прекращения страдания и самостоятельного
наслаждения совершенно различен.
Мы можем совершенно уверенно сказать, что инстинкт есть
удовольствие-страдание, которое, как положительный и отрицательный полюсы
электромагнита, толкая и притягивая животное то в ту, то в другую сторону,
заставляет его совершать целые сложные ряды действий, иногда настолько
целесообразных, что они кажутся сознательными; и не только сознательными, но
основанными на предвидении будущего, на каком-то почти ясновидении, как
перелеты птиц, витье гнезд для не появившихся еще птенцов, нахождение дороги
на юг осенью и на север весной и т.п.
Но все эти действия в действительности объясняются одним инстинктом, то
есть подчинением удовольствию-страданию.
Периодами, в которых тысячелетия могут считаться днями, путем отбора у
всех животных выработался тип, живущий по линиям этого подчинения. Это
подчинение целесообразно, то есть результаты его ведут к нужной цели. Почему
это так -- вполне понятно. Это не может быть иначе. Потому что иначе данный
вид не мог бы жить и давно вымер бы. Инстинкт -- руководитель его жизни. Но
это только пока инстинкт целесообразен. Как только он перестает быть
целесообразным -- он делается руководителем смерти, и вид быстро вымирает.
Нормально -- 'удовольствия-страдания' приятны и неприятны не для той пользы
или вреда, которые они приносят, а вследствие этого.
Влияния, оказавшиеся полезными для данного вида во время растительной
жизни, с переходом в животную начинают ощущаться как приятные, вредные
влияния как неприятные.
У двух разных видов одно и то же влияние -- скажем, известная
температура -- может быть для одного полезным и приятным, для другого
вредным и неприятным.
Ясно поэтому, что подчинение 'удовольствию-страданию' должно быть
целесообразно. Приятное приятно, потому что оно полезно, неприятное
неприятно, потому что оно вредно.
Следующей ступенью за инстинктивными являются действия сознательные и
автоматические.
Сознательным действием называется такое, которое известно совершающему
субъекту до своего совершения, -- такое действие, которое совершающий
субъект может назвать, определить, объяснить, указать