Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

светящийся круг или квадрат.

Его должны заметить с Марса или откуда-нибудь там и ответить таким же

сигналом. С животными мы живем рядом, а установить такого сообщения не

можем. Очевидно, расстояние между нами больше и разница глубже, чем между

людьми, разделенными незнанием языка, каменными стенами и огромными

расстояниями.

* * *

Другим доказательством отсутствия у животного понятий может служить

неспособность животного действовать рычагом. То есть неспособность животного

самостоятельно прийти к пониманию значения и действия рычага. Обыкновенное

возражение, что животное не умеет действовать рычагом просто потому, что его

органы -- лапы и пр. не приспособлены для таких действий, не выдерживает

критики, потому что любое животное можно выучить действовать рычагом.

Значит, тут дело не в органах. Просто животное не может само прийти к идее

рычага.

Изобретение рычага сразу отделило первобытного человека от животных, и

оно было неразрывно связано с появлением понятий. Психическая сторона

понятия действия рычага состоит в построении правильного силлогизма. Не

построив мысленно силлогизма, нельзя понять действия рычага. Не имея

понятий, нельзя построить силлогизма. Силлогизм в сфере психической

буквально то же самое, что рычаг в сфере физической.

Действие рычагом так же сильно отличает человека от животных, как речь.

Если бы на Землю смотрели какие-нибудь ученые марсиане и изучали бы ее

объективно, в телескоп, издали, не слыша речи, не входя в субъективный мир

обитателей Земли и не соприкасаясь с ним -- они разделили бы существа,

живущие на Земле, на два разряда -- знакомых с действием рычага и незнакомых

с действием рычага.

Психология животных для нас вообще очень туманна. Бесконечное

количество наблюдений, сделанных над всеми животными от слонов до пауков, и

бесконечное количество анекдотов об уме и сообразительности и о нравственных

качествах животных ничего не меняют в этом. Мы представляем себе животных

или живыми автоматами, или глупыми людьми. Мы слишком замкнулись в кругу

своей психики. Мы не представляем себе другой и невольно думаем, что

единственно возможный вид психики -- это такой, каким обладаем мы. Но это

иллюзия, которая мешает нам понять жизнь. Если бы мы могли войти в

психический мир животного, понять, как оно воспринимает, понимает и

действует, мы увидели бы много необыкновенно интересного. Например, если бы

мы могли представить себе, воссоздать мысленно логику животного, то это

очень помогло бы нам понять нашу собственную логику и законы нашего

мышления. Прежде всего, мы поняли бы условность и относительность наших

собственных логических построений и вместе с тем условность всего нашего

представления мира.

У животного должна быть очень своеобразная логика. Это, конечно, не

будет логика в настоящем значении слова, потому что логика подразумевает

существование логоса, то есть слова или понятия.

Наша обычная логика, которой мы живем, без которой 'сапожник не сошьет

сапога', сводится к простой схеме, формулированной Аристотелем в тех

сочинениях, которые были изданы его учениками под общим заглавием Organon,

то есть 'орудие, инструмент' (мысли). Эта схема заключается в следующем:

А есть А

А не есть не А

Всякая вещь есть или А, или не А.

Яснее это можно изобразить так:

Я есть Я

Я не есть не Я

Все, что есть на свете, должно быть или Я, или не Я.

Логики, заключенной в этой схеме -- логики Аристотеля, вполне

достаточно для наблюдения. Но для опыта ее недостаточно, потому что опыт

идет во времени, а в формулах Аристотеля время в расчет не принимается. Это

было замечено на самой заре установления нашего опытного знания, отмечено

Роджером Бэконом и формулировано через несколько столетий его знаменитым

однофамильцем лордом Фрэнсисом Бэконом в сочинении Nouum organum 'Новое

орудие' (мысли). Вкратце формулировку Бэкона можно свести к следующему.

То, что было А, будет А

То, что было не А, будет не А

Всякая вещь была и будет или А, или не А.

На этих формулах, сознаваемых или не сознаваемых, построен весь наш

научный опыт, и на них же, собственно, построено шитье сапог, потому что

если бы сапожник не был уверен, что купленная вчера кожа будет кожей завтра,

то он бы, вероятно,