Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

четвертое измерение пространства. Теперь мы нашли психологические

доказательства этого положения. Сравнивая восприятие мира живыми существами

разных порядков -- улиткой, собакой и человеком, -- мы видели, как различны

для них свойства одного и того же мира -- именно те свойства, которые для

нас выражаются в понятиях времени и пространства. Мы видели, что время и

пространство должны ими ощущаться различно. То, что для низшего существа

(улитки) есть время, для существа, стоящего ступенью выше (собаки), делается

пространством, и время этого существа делается пространством для еще более

высоко стоящего существа -- человека.

Это является подтверждением высказанного раньше предположения, что наша

идея времени по существу своему сложная и что в ней заключаются, собственно,

две идеи -- некоторого пространства и движения по этому пространству. Или

еще точнее можно сказать, что соприкосновение с некоторым пространством,

которое мы неясно сознаем, вызывает в нас ощущение движения по этому

пространству -- и все это, вместе взятое, то есть неясное сознание

некоторого пространства и ощущение движения по этому пространству, мы

называем временем.

Это последнее подтверждает ту мысль, что не идея времени возникла из

наблюдения движения, существующего в природе, а самое ощущение и идея

движения возникли из существующего в нас 'чувства времени', которое есть

несовершенное чувство пространства, или граница, предел чувства

пространства.

Улитка чувствует как пространство, то есть как нечто постоянное, --

линию. Остальной мир она чувствует как время, то есть как нечто вечно

идущее.

Лошадь чувствует как пространство -- плоскость. Остальной мир она

чувствует как время.

Мы чувствуем как пространство бесконечную сферу, остальной мир мы

чувствуем как время.

Иначе говоря, всякое существо чувствует как пространство то, что

охватывается его чувством пространства, остальное оно относит ко времени, то

есть несовершенно чувствуемое относится ко времени. Или это можно еще

определить так: всякое существо чувствует как пространство то, что оно при

помощи своего чувства пространства способно представить себе вне себя в

формах, -- то же, что оно не способно представить себе в формах, оно

чувствует как время, то есть вечно идущим, непостоянным, настолько

неустойчивым, что его в формах представить нельзя.

Чувство пространства -- есть способность представления в формах.

* * *

'Бесконечная сфера', в виде которой мы представляем себе мир, постоянно

и непрерывно меняется, -- каждый следующий момент она уже не та, что была

предыдущий. В ней идет постоянная смена' картин, образов, отношений. Она для

нас как бы экран кинематографа, через который быстро бегут отражения картин.

Но где же сами картины? Где свет, бросающий отражение на экран? Откуда

приходят и куда уходят картины?

Если 'бесконечная сфера' есть экран кинематографа, то наше сознание

есть свет; проникая сквозь нашу психику, то есть сквозь запас наших

впечатлений (картины), он бросает на экран их отражение, которое мы называем

жизнью.

Но откуда идут к нам впечатления?

С того же экрана.

В этом и лежит самая главная непонятная сторона жизни, как мы ее видим.

Мы же создаем ее, и мы же от нее берем все.

Представим себе человека, сидящего в обыкновенном кинематографическом

театре. Представим себе, что он совершенно не знает устройства

кинематографа, не знает о существовании фонаря за его спиной, прозрачных

картин на движущейся ленте. Представим себе, что он хочет изучать

кинематограф и начинает изучать то, что происходит на экране: записывать,

фотографировать, наблюдать порядок, вычислять, строить гипотезы и т.п.

К чему он может прийти?

Очевидно, ни к чему, до тех пор, пока он не повернется к экрану спиной

и не обратится к изучению причины появления картин на экране. Причины лежать

в фонаре (то есть в сознании) и в движущихся лентах картин (в психике). Их и

нужно изучать, желая понять 'кинематограф'.

Позитивная философия изучает один экран и картины, проходящие на нем.

Поэтому для нее и остается вечной загадкой вопрос -- откуда приходят и куда

уходят картины и почему они приходят и уходят, а не остаются вечно одни и те

же. Но кинематограф нужно изучать начиная с источника света,