производства и потребления, то
есть живущее на плоскости производства-потребления. Как можно представлять
себе человека вообще в виде такого явно искусственного существа? И как можно
надеяться понять законы жизни человека с его сложными запросами духа и с
главным импульсом жизни, заключающимся в стремлении к постижению, пониманию
всего кругом себя и в себе, -- изучая воображаемые законы жизни
воображаемого существа на воображаемой плоскости? Ответ на этот вопрос
составляет секрет изобретателей. Но схема Маркса и его последователей
увлекает людей, как увлекают все простые схемы, дающие короткий ответ на ряд
длинных вопросов. И мы слишком запутались в материалистических теориях и не
видим ничего, кроме них.
* * *
Позитивная наука по существу не отрицает учения о феноменах и ноуменах
-- только она утверждает в противность Канту, что, изучая феномены, мы
постепенно подходим к ноуменам. Ноуменами явлений наука считает движение
атомов и эфира или вибрации электронов, рассматривая, таким образом,
Вселенную как вихрь механического движения, принимающего для нас
'феноменальную окраску' при восприятии его органами чувств.
'Материализм', или 'энергетизм', утверждает, что явления жизни и
сознания -- только функция физических явлений, что без физических явлений
жизнь и сознание существовать не могут и представляют собой только известную
сложную комбинацию этих последних. Материализм утверждает, что явления
сознания создаются из преломленных в живом организме внешних раздражений,
что вся психическая и духовная жизнь эвоюционировала из простой
раздражаемости клетки, то есть из способности отвечать движением на внешнее
раздражение, что все три рода явлений в сущности одно и то же, -- и высшие,
то есть явления жизни и сознания, суть только различные проявления низшего,
то есть явлений движения.
На все это можно возразить одно. Если бы это было верно -- это давно
было бы доказано. Ничего не может быть легче, как доказать
материалистическую гипотезу. Стоит только получить механическим путем жизнь
или сознание. Материализм -- это одна из тех 'очевидных' теорий, которые не
могут быть верными без доказательства, потому что они не могут не иметь
доказательств, если в них есть хоть крупица истины.
Но доказательств у материализма нет, наоборот, бесконечно большая
потенциальная жизнь и сознания в сравнении с механическим движением говорит
нам нечто совершенно противоположное. И мы с полным правом можем сказать,
что материализм -- это такая же субъективная теория, как любая доктрина
догматической теологии.
Достаточно одного указанного факта огромной освобождающей,
развязывающей силы явлений сознания для того, чтобы совершенно реально и
твердо поставить проблему о мире скрытого.
И мир скрытого не может быть миром бессознательного механического
движения.
Материализм допускает возможность объяснения высшего через посредство
низшего, допускает возможность объяснения невидимого через посредство
видимого. Но мы уже говорили в начале, что нельзя объяснить одно неизвестное
посредством другого. Еще меньше оснований объяснять известное посредством
неизвестного.
То низшее (материя и движение), которым материализм стремится объяснить
высшее (жизнь и мысль), само неизвестно. Следовательно, им нельзя объяснять
и определять ничего другого. Между тем высшее, то есть мысль, это наше
единственное известное, единственное, что мы знаем, что мы сознаем в себе и
в чем мы не можем ошибаться и сомневаться.
И раз мысль может вызвать или развязать движение, а движение никогда не
может вызвать или развязать мысль (из вращающегося колеса никогда не
получится мысли), то, конечно, мы должны стремиться определить не высшее
посредством низшего, а низшее посредством высшего. И раз невидимое, как
содержание книги или назначение часов, определяет собою видимое, то и мы
должны стремиться понять не видимое, а невидимое.
Исходя из неправильного предположения о механичности ноуменальной
стороны природы, позитивная наука, на которой основано миросозерцание
интеллигентного большинства современного человечества, делает еще другую
ошибку при рассмотрении закона причин и следствий или закона функций --
именно ошибается в том, что является причиной и что следствием.