к признанию очень важного факта. Выстрел
является звеном в очень многих цепях. Позитивная наука рассматривает одну из
них -- цепь физической последовательности. Попробуем рассмотреть другие
цепи. Прежде всего посмотрим -- правильно или неправильно мы считаем фактом,
что выстрел есть звено во многих цепях, во многих последовательностях
явлений.
Цепь физической последовательности, которую рассматривает наука, не
есть причинная цепь, то есть это не есть цепь предшествовавших причин,
приведших к выстрелу. Это есть цепь средств, создавших возможность явления
выстрела. Это цепь накопления физической энергии, развязанной при выстреле.
Но развязало эту энергию нечто совсем другое. Развязало эту энергию чувство,
горевшее в момент выстрела в душе стрелявшего, его желание выстрелить,
решение выстрелить. Желание и решение выстрелить это явления сознания. Они
создались под влиянием многих других предшествовавших им обстоятельств. И
ряд этих предшествовавших обстоятельств, куда входили и явления сознания, и
физические явления, представляет собой причинную цепь выстрела, то есть цепь
причин, создавших явление выстрела, развязавших все скрытые энергии
(мускульную силу пальца и взрывчатую силу пороха), действовавшие в момент
выстрела. В выстреле ряд затаенных, скрытых, явлений сознания -- желание
мести, злобы, ненависти, страха -- выразился в виде физического явления.
Ручей из-под земли выбился наружу.
Несомненно, что выстрел -- звено в цепи многих событий. Может быть, это
результат заговора, может быть, он вызван страстью и ревностью, может быть,
человек стрелял защищаясь, может быть, защищая другого, -- может быть, он
действовал по чувству долга, может быть, им руководили его личные эмоции --
во всяком случае 'выстрел' имел свою историю в прошедшем, и он будет иметь
ее в будущем. За ним следуют прямые и непосредственные последствия: рана,
нанесенная другому человеку, боль, страданье, может быть, смерть, горе его
близких, их озлобление против убийцы, арест стрелявшего, допрос, следствие,
суд и т.д. Все это цепи событий, звеном которых является выстрел.
Если мы будем рассматривать выстрел вне этих цепей, мы никогда не
поймем, что представляет собой выстрел как явление.
Позитивная наука, считающая себя реальной и точной, на самом деле
изучает совершенно искусственный фантастический мир, не имеющий ничего
общего с реальным миром. В реальном мире нет ничего отдельного, все связано.
Нет ничего конечного, законченного, определившегося. Наука изучает
'выстрел', беря его только как понятие, то есть беря только общие свойства
всех (или большинства) выстрелов. Но в реальном мире выстрел как понятие не
существует. Логическое понятие выстрела это просто искусственное нечто,
созданное для удобства рассуждения. Изучать это искусственное нечто,
принимая его за реальное, это и значит впадать в грех материализма --
принимать ложное за истинное. В действительности каждый выстрел есть звено в
своей собственной, совершенно особенной комбинации причинных цепей. И нельзя
из этой комбинации цепей искусственно брать только одну, внешнюю. Если мы не
знаем или не видим ничего кроме этой внешней ^последовательности, мы знаем
только феномен того, что в действительности произошло, то есть собственно не
знаем ничего. Два феномена, кажущиеся совершенно одинаковыми, могут быть
звеньями настолько различных комбинаций причинных цепей, что в
действительности эти явления не только не одинаковы, но прямо противоположны
одно другому.
Для позитивной науки все выстрелы одинаковы, они различаются только
силой. Но для действительно точного исследования двух одинаковых выстрелов
нет.
Мы можем не предположительно, но совершенно утвердительно сказать, что
мир физических явлений представляет собой как бы разрез другого мира,
который существует здесь же и события которого происходят здесь же, но
невидимо для нас. Я совсем не хочу говорить здесь о чем-либо чудесном или
сверхъестественном. Нет ничего чудеснее и сверхъестественнее жизни. Возьмите
улицу большого города -.во всех ее деталях, в данный момент, то есть
возьмите все, что можно взять. Получится огромное разнообразие фактов. Но
как много скрывается под этими фактами того, чего совсем нельзя видеть.
Сколько желаний, страстей, мыслей жадных, алчных, сколько страдания,
мелкого,